Найти в Дзене
Лавка старьевщика

Веселые прозвища автомобилей в СССР. Вспоминаем с улыбкой и ностальгией

Не секрет, что отечественные автомобили в Советском Союзе часто получали народные прозвища - ёмкие, меткие и порой ироничные. Они отражали особенности дизайна, характер езды и даже социальный статус модели. А начнем, пожалуй, с «инвалидки», так в народе называли мотоколяски, которые выдавались инвалидам через органы соцобеспечения (с частичной или полной оплатой). Это были компактные транспортные средства с кузовом и шасси наподобие автомобильных, но с двигателем мотоциклетного типа и специальным ручным управлением. Самой легендарной мотоколяской оказалась модель СМЗ С‑3А, на которой ездили Трус, Балбес и Бывалый в комедии режиссера Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Эта модель выпускалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 год. Её характерные особенности: После выхода на экраны комедии она получила народное прозвище «Моргуновка» - в честь актёра Евгения Моргунова, чей персонаж (Бывалый) управлял этим транспортным средством. В картине он произно

Не секрет, что отечественные автомобили в Советском Союзе часто получали народные прозвища - ёмкие, меткие и порой ироничные. Они отражали особенности дизайна, характер езды и даже социальный статус модели. А начнем, пожалуй, с «инвалидки», так в народе называли мотоколяски, которые выдавались инвалидам через органы соцобеспечения (с частичной или полной оплатой). Это были компактные транспортные средства с кузовом и шасси наподобие автомобильных, но с двигателем мотоциклетного типа и специальным ручным управлением. Самой легендарной мотоколяской оказалась модель СМЗ С‑3А, на которой ездили Трус, Балбес и Бывалый в комедии режиссера Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».

Нас ждут великие дела... Кадр из комедии Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Нас ждут великие дела... Кадр из комедии Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».

Эта модель выпускалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 год. Её характерные особенности:

  • компактная конструкция;
  • масса около 430 кг;
  • максимальная скорость - 60 км/ч.

После выхода на экраны комедии она получила народное прозвище «Моргуновка» - в честь актёра Евгения Моргунова, чей персонаж (Бывалый) управлял этим транспортным средством. В картине он произносит ставшую потом крылатой фразу: «Кто инвалид? Я инвалид!»

Позднее этим же заводом была выпущена модель С‑3Д. Ее особенности:

- двигатель мотоциклетного типа («Иж‑Планета‑2», позже «Иж‑Планета‑3»), дефорсированный до 12–14 л. с. для большего моторесурса;
- независимая подвеска, реечное управление, тросовый привод сцепления;
- двухместный четырёхколёсный кузов.

Эта модель оказалась самой массовой и удачной среди "инвалидок". Всего было выпущено около 220 тыс. экземпляров.

Мотоколяски С‑3Д во аремена СССР часто получали инвалиды участники Великой Отечественной войны
Мотоколяски С‑3Д во аремена СССР часто получали инвалиды участники Великой Отечественной войны

Переходим к отечественным легковым автомобилям. Вот мой неполный список самых крылатых прозвищ:

- ВАЗ‑2101 - «Копейка». Первое детище Волжского автозавода; прозвище - от «единички» (по индексу модели).

  • ВАЗ‑2106 - «Шаха». Из карточного жаргона: «шаха» - шестёрка треф.
  • ВАЗ‑2107 - «ХБМ» («Хочу быть Мерседесом»). Из‑за хромированной решётки радиатора, напоминавшей Mercedes‑Benz.
  • ВАЗ‑2108 - «Зубило». За клиновидный силуэт и рубленые формы кузова.
  • ЗАЗ‑965 - «Горбатый». Из‑за характерного силуэта кузова.
  • ЗАЗ‑966/968 - «Ушастый». По бокам — воздухозаборники, похожие на уши.
  • ЗАЗ‑968М - «Мыльница». За сглаженные формы кузова позднего «Запорожца».

- «Запорожцы» в целом называли - «Запор». Сокращённое и слегка грубоватое прозвище всего модельного ряда.

  • ЗАЗ‑1102 «Таврия» - «Ставрида». Просто созвучие с названием рыбы.
  • ГАЗ‑24 «Волга» - «Корабль» или «Баржа». Из‑за внушительных размеров и плавной, «размеренной» езды.
  • Москвич‑2141«Космич» (игра со словом «москвич») и «Азлык».
  • Экспортный Москвич‑2141 («Алеко») - «Калека» и «Бандерлог» (ироничные варианты).
  • Москвич‑2141 с мотором Renault - «Реногор» (от «Святогор» + Renault).

- ЗИЛ‑111 / 115 / 117, ГАЗ‑13 / 14 - «Членовоз». Ироничное прозвище для машин высшего партийного руководства (от член Политбюро).

"Горбатый" мчится по бездорожью...
"Горбатый" мчится по бездорожью...
Фигуристая дачница на "Копейке"
Фигуристая дачница на "Копейке"

Теперь внедорожники, грузовики, фургоны и автобусы

  • ГАЗ‑69 / УАЗ‑469 / УАЗ‑3151 - «Бобик» (из блатного жаргона; машина служила в милиции) и «Козлик» (за «козление» на кочках).
  • УАЗ‑452 - «Буханка». Похож на буханку хлеба.
  • УАЗ‑452Д - «Головастик». Из‑за кабины с «лупоглазой» оптикой.
  • ЗИС‑157 - «Захар» (или «Захар Иванович») - уважительное прозвище по первой букве завода.
  • ГАЗ‑66 - «Шишига». Вероятно, от «шестьдесят шестая» - «ши‑ши».

- ИЖ‑2715 - «Каблук». Форма кузова напоминала каблук; позже прозвище перешло на весь класс городских коммерческих фургонов.

  • ЛиАЗ‑677 - «Луноход» (за очень плавный ход) и «Скотовоз» (в часы пик - из‑за переполненности).
  • Икарус‑280 - «Гармошка». Из‑за резиновых «мехов» сочленения, которые визуально и акустически «играли» на поворотах.
Реклама автомобиля ВАЗ‑2109. "Девятка", которая потом всех свела с ума
Реклама автомобиля ВАЗ‑2109. "Девятка", которая потом всех свела с ума

Постепенно все эти прозвища стали частью советского автомобильного фольклора и подчеркивали характерные особенности каждой модели автомобиля. Они не просто упрощали общение, а создали целый культ, который до сих пор вспоминают с тёплой иронией.

А какие еще прозвища советских автомобилей помните вы, уважаемые читатели? Пишите в комментариях, думаю всем интересно будет их узнать и обсудить.

А кому понравилась статья, прошу поставить лайк, подписаться на канал, впереди будет много всего интересного.

Мирного неба, здоровья, тепла и до новых встреч!