Александр, сын Александра и Александры
Все они были Александры – отец, мать и сын. Блоки. Отец юрист, профессор. Мать прожила в браке с Блоком недолго, развелась, вышла замуж за гвардейского офицера. Прославил семью, конечно, младший – поэт Александр Блок, родившийся 16 (28) ноября 1880 года.
Признаться, к поэзии я равнодушен. И о Блоке собрался писать исключительно потому, что вписался в литературный марафон канала БиблиоЮлия. Но поскольку самого Блока меня читать не тянет, почитаю-ка я о Блоке.
В серии «Жизнь замечательных людей» об Александре Блоке писали дважды. В 1969 году вышла книга Андрея Туркова. 2-е её издание в 1981 году. Это советский вариант биографии. В 2010 году вышла книга Владимира Новикова, переизданная в 2012-ом и 2024-ом. Это уже современный вариант.
Вот об этих книгах, а не об Александре Блоке я и поведу речь.
А. Турков. Александр Блок
Эта книга будет раза в полтора тоньше второй.
Андрей Михайлович Турков (1924-2016) участник войны, выпускник Литинститута им. Горького. Работал в журналах и издательствах, литературный критик и автор биографий многих деятелей русской культуры.
Честно говоря, мой мозг привык к строгому изложению материала. В этом смысле приспособиться к стилю Андрея Михайловича трудновато. Как будто читаешь не биографическую книгу, а литературный разбор жизни Блока.
Мысль автора скользит, скользит, отмечает какие-то творческие моменты, ищет лирику в повседневной жизни, какие-то неясные образы, параллели (и меридианы). Обрушивает на читателя (хотя и в упрощенном виде) разделы филологии, краткие введения в символизм или акмеизм.
Биография Блока, вехи его жизни – стихи и поэмы. Жизнь поэта измеряется не годами, а изданиями. Автор подразумевает, что книгу в руках держат люди, знакомые со стихами Блока. Поэтому в главах идут разборы произведений. Причем настолько профессиональные, что мне их чтение давалось тяжело. Особенно потому, что слабоват я в стихах Блока.
Что до, собственно, биографии поэта, то сложить о ней цельное представление из этой книги сложно. Чем занимался, как учился, чем зарабатывал на жизнь (и зарабатывал ли), понять трудно.
Тут надо еще понимать, что в советское время из биографии Блока (автора «Двенадцати»!) были вымараны целые пласты – хождение по публичным домам, венерические заболевания, многочисленные влюбленности и любовницы, внебрачные дети (или ребенок). В общем, убрано всё, что могло опорочить образ поэта или шокировать советского читателя.
Ещё одну особенность советских биографий Блока отметил автор второй книжки ЖЗЛ. Переходим к нему.
В. Новиков. Александр Блок. «Кольцо существования тесно…»
Это автор уже следующего поколения. Владимир Иванович Новиков родился в 1948 и жив по сей день. Дай ему Бог здоровья.
Владимир Иванович тоже литературовед, автор многих книг и вообще человек довольно известный. Я его даже по телевизору не один раз видел.
Так вот он в своей книге о Блоке так выразился о советских биографиях:
«Чтобы включить поэта в советский литературный иконостас, его старательно противопоставляли «декадентам», с мясом вырывали из контекста русского символизма. Ставка была сделана на поэму «Двенадцать», причем в плоско-однозначной интерпретации: автор «за» революцию, и никаких «contra». А все предшествующее творчество поэта начало трактоваться как путь к революции, пророческие намеки на ее приближение отыскивались где только можно. Тем более что символистская многозначная образность чисто внешне таким манипуляциям поддается».
И вся его книга (особенно в сравнении с книгой Андрея Туркова) эту мысль подтверждает. Хотя бы тем, что здесь ощущается более честный разговор о Блоке. Наружу вытаскиваются факты, показывающие поэта более сложным человеком, чем просто идущий по одному вектору индивидуум.
Владимир Иванович не избегает сомнительных фактов, не уходит от разговора. Но и не смакует скабрезности. То, что было – оно было, чего уж там.
В остальном эта книга похожа на предыдущую. Литераторы, филологи, профессионалы – оба автора препарируют произведения Блока, придают им абсолютное значение. Из стихотворений вытаскиваются факты жизни поэта. Но эти следствия, как по мне, так совсем неочевидны и не доказаны.
Владимир Новиков еще отличается большей словоохотливостью. Я уже отмечал, что его книга в полтора раза толще. Так что и филологических размышлений в ней больше.
Жизни поэта тоже больше. Как я уже сказал, во многом за счет извлечения на свет многих обстоятельств и фактов, отсутствующих в советской книге.
Книга Новикова от книги Туркова отличается еще и тем, что советский автор после «Двенадцати» как бы отпускает своего героя. Мавр сделал своё дело, может быть свободен. Но для Новикова жизнь Блока на поэме (и стихотворении «Скифы») не заканчивается.
Довольно много места отведено той обструкции, которую устроили Блоку после «Двенадцати» его старые знакомые, такие же творческие люди. Отношению к этому Блока, его работе в последние годы жизни.
Кстати, единственное, что я усвоил из дважды рассказанной истории «Двенадцати» – это то, что до сих пор из этой поэмы извлекают прямо противоположные выводы об отношении Блока к революции и большевикам. Всё зависит не от поэта, а от убеждений и симпатий разбирающего его автора-критика.
------
Все книги "Книжной полки" канала: