Найти в Дзене
Сергей Курий

Фальшивые улыбки и непутёвый папа. Два образчика «психоделического соула» от Уитфилда и Стронга

Творческий тандем Нормана Уитфилда и Барри Стронга создал за свою карьеру немало замечательных песен - в первую очередь, для вокальной соул-группы The TEMPTATIONS, с которой они проработали более 5 лет. А так как в конце 60-х поп-музыка просто искрила новаторскими находками, то наши герои тоже пытались экспериментировать, смешивая в своём творчестве самые разные жанры. Например, писали песни в жанре «психоделического соула», две из которых лично мне очень сильно нравятся. О них и поговорим... Первую песню под названием «Smiling Faces Sometimes» («Улыбающиеся лица иногда...») Уифилд и Стронг, как водится, сочинили для The TEMPTATIONS. Песня получилась превосходной со всех сторон — музыкальной, лирической и эмоциональной… Например, когда герой поёт строчку «Остерегайтесь рукопожатия, в котором прячется змея…», мы слышим звук маракасов, имитирующих погремушку гремучей змеи.
Как уже можно догадаться, песня предупреждала о лицемерии людей, которые улыбаются тебе в лицо, но подличают и обман

Творческий тандем Нормана Уитфилда и Барри Стронга создал за свою карьеру немало замечательных песен - в первую очередь, для вокальной соул-группы The TEMPTATIONS, с которой они проработали более 5 лет. А так как в конце 60-х поп-музыка просто искрила новаторскими находками, то наши герои тоже пытались экспериментировать, смешивая в своём творчестве самые разные жанры. Например, писали песни в жанре «психоделического соула», две из которых лично мне очень сильно нравятся. О них и поговорим...

-2

Первую песню под названием «Smiling Faces Sometimes» («Улыбающиеся лица иногда...») Уифилд и Стронг, как водится, сочинили для The TEMPTATIONS. Песня получилась превосходной со всех сторон — музыкальной, лирической и эмоциональной… Например, когда герой поёт строчку «Остерегайтесь рукопожатия, в котором прячется змея…», мы слышим звук маракасов, имитирующих погремушку гремучей змеи.
Как уже можно догадаться, песня предупреждала о лицемерии людей, которые улыбаются тебе в лицо, но подличают и обманывают за твоей спиной.

Из перевода Алекса:
https://www.amalgama-lab.com/songs/t/temptations/smiling_faces_sometimes.html?ysclid=mi3ayiqiph689184559
Улыбающиеся лица иногда притворяются твоими друзьями.
На улыбающихся лицах нет следов зла, которое таится внутри.
Улыбающиеся лица, улыбающиеся лица иногда
Не говорят правду, мм...
Улыбающиеся лица, улыбающиеся лица
Врут, и я получил доказательство.
Истина в глазах,
Потому что глаза не врут, аминь.
Помни, улыбка — это просто
Нахмуренный взгляд, перевернутый вверх тормашками...

Версия, записанная The TEMPTATIONS «Smiling Faces Sometimes» и вошедшая в альбом 1971 года «Sky’s the Limit», длилась более12 минут!

Поэтому поначалу песню хотели сократить и издать синглом. Но после того, как группу покинул Эдди Кендрикс, который исполнял ведущую вокальную партию, от этой идеи отказались. Впрочем, Уитфилду было не в первой записывать одну и ту же песню с разными исполнителями (см. например, историю ещё одной отличной песни «I Heard It Through The Grapevine»).
Вот и на это раз он решил выпустить сингл «Smiling Faces Sometimes» с другим проектом лейбла «Motown» — трио
The UNDISPUTED TUTH.

-3

Надо сказать, что новая версия в чём-то получилась даже лучше старой. Если The TEMPTATIONS исполняли песню робко, нервно, практически на грани паранойи, то у The UNDISPUTED TUTH герой не жалуется и не защищается, а гневно обвиняет лицемеров.
Сингл занял в США 3-е место и стал единственным хитом трио.

А ведь у The UNDISPUTED TUTH был шанс повторить успех с ещё одной отличной песней. Однако здесь ситуация повторилась с точностью до наоборот…

Речь идёт об очередной композиции Уитфилда и Стронга в стиле психоделический соул под названием «Papa Was a Rollin’ Stone». Нет, она не была посвящена внебрачным детям участников группы The ROLLING STONES.:) Ведь, вообще-то, «Rolling Stone» («Катящийся камень») — это популярная английская идиома, которую используют в отношении людей, которые долго не засиживаются на одном месте — проще говоря, бродяг (у нас есть похожее выражение — «перекати-поле»).
Возможно, в ином контексте образ бродяги мог выглядеть романтично. Но, если бродяга — твой папа…

-4
Барри Стронг:
««Rolling Stone» — это фраза, которую всё время использовали в моем районе еще с 1950-х годов. Она означала, что парень не может остепениться, даже после того, как у него появились жена и дети. Это из старой пословицы: «Катящийся камень не обрастает мхом»».

Сюжет песни «Papa Was a Rollin’ Stone» строился вокруг разговора матери со своими детьми. Дети просят рассказать о своём умершем отце, которого, судя по всему, они не помнят. По словам матери, папаша оказался редкой дрянью — гулякой, алкоголиком, бабником, мошенником и лентяем, который никак не заботился о своей семье. Как остроумно пошутили на сайте songfacts.com, «катящийся камень, может, и не обрастает мхом, но плохо справляется с ответственностью»

В 1972 году The UNDISPUTED TUTH выпустили песню на сингле, но потерпели неудачу — сингл смог добраться лишь до 63-го места.

Тогда Уитфилд решает записать другую версию — на этот раз с… The TEMPTATIONS, и вот она оказалась крайне успешной. Как мне кажется, причина здесь даже не столько в исполнительском мастерстве группы, сколько в новом подходе к аранжировке.
Если версия The UNDISPUTED TUTH длилась всего 3,5 минуты и была слишком пышной и громкой, то для The TEMPTATIONS Уитфилд записал более пространную и атмосферную фонограмму — с тревожным басом, квакающей гитарой и отдалённо звучащими трубами. Только одно инструментальное вступление занимало в песне 4 минуты, а всё пиршество для ушей привычно растянулось на 12 минут!

-5

Впрочем, участники The TEMPTATIONS поначалу это «пиршество» не оценили и записывали песню с большой неохотой. Мол, мы всё-таки вокальная группа, а здесь музыка тотально доминирует над голосом. Кроме того, ведущему вокалисту Дэннису Эдвардсу не нравилось, что Уитфилд заставляет его переписывать свою партию десятки раз, стремясь добиться более мягкого исполнения.

Дэннису Эдвардс:
«Я не оценил это, пока не услышал запись. И тогда сказал: «Ух ты!»».

«Ух ты!» сказали и слушатели…

Интересно, что для сингла песню разбили на две части — условно вокальную (занявшую сторону «A») и инструментальную (занявшую сторону «B»). Но и в таком варианте сторона «A» получилась продолжительностью почти 7 минут, что сделало «Papa Was a Rollin’ Stone» одним из самых длинных синглов, сумевших возглавить американский топ (по этому показателю его превосходит только 8-минутный сингл Дона Маклина «American Pie»). Более того — обе стороны пластинки получили по премии «Грэмми» (первая — за «лучшее вокальное исполнение в стиле R&B», а вторая — за «лучшее инструментальное исполнение в стиле R&B»).

К сожалению, вскоре после этого Норман Уитфилд покинет лейбл «Motown», и «Papa Was a Rollin’ Stone» станет его последним хитом, сочинённым в паре со Стронгом. Да и The TEMPTATIONS ничего более выдающегося не запишут…

***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.

Автор: Сергей Курий

См. также: