Найти в Дзене
Все о стройке

В Батуми, курортном городе на Черном море в Грузии, строят искусственный остров Ambassador Batumi Island

Для сторонников Батуми Айленд — рывок Грузии в люксовый туристический сегмент и шанс превратить Батуми в новый центр премиального отдыха. Проект искусственного острова Ambassador Batumi Island, созданный по мотивам дубайской «Пальмы», с самого своего появления разделил общество. Для сторонников это — рывок Грузии в элитный туристический сегмент и шанс превратить Батуми в новый центр премиального отдыха. Для критиков — нерациональная идея, угрожающая экологии, навигации и устойчивости побережья. Особенно резко высказалась бывший министр охраны окружающей среды, эколог Нино Чхобадзе, подчеркнув, что остров — это не проект «на один день», а долгосрочное вмешательство, последствия которого могут проявиться только через годы. Впервые о планах построить искусственные острова в Батуми власти рассказали в 2022 году. Председатель правительства Аджарии Торнике Рижвадзе заявил о соглашении с частными инвесторами и скором начале исследований морской акватории. Он подчеркнул, что проект станет «
Оглавление

Для сторонников Батуми Айленд — рывок Грузии в люксовый туристический сегмент и шанс превратить Батуми в новый центр премиального отдыха.

Проект искусственного острова Ambassador Batumi Island, созданный по мотивам дубайской «Пальмы», с самого своего появления разделил общество. Для сторонников это — рывок Грузии в элитный туристический сегмент и шанс превратить Батуми в новый центр премиального отдыха. Для критиков — нерациональная идея, угрожающая экологии, навигации и устойчивости побережья.

Особенно резко высказалась бывший министр охраны окружающей среды, эколог Нино Чхобадзе, подчеркнув, что остров — это не проект «на один день», а долгосрочное вмешательство, последствия которого могут проявиться только через годы.

Как появилась идея построить «грузинскую Джумейру»

Впервые о планах построить искусственные острова в Батуми власти рассказали в 2022 году. Председатель правительства Аджарии Торнике Рижвадзе заявил о соглашении с частными инвесторами и скором начале исследований морской акватории.

Он подчеркнул, что проект станет «уникальным» и позволит Грузии «идти в ногу с глобальными трендами». В качестве ориентиров назывались гигантские курортные комплексы Ближнего Востока — прежде всего ОАЭ.

На тот момент упоминались «сотни миллионов долларов», которые будут вложены в создание:

  • искусственных полуостровов и острова,
  • вилл и резиденций,
  • 500-комнатного отеля,
  • торговых площадей,
  • аквапарка,
  • яхт-клуба,
  • образовательных и культурных объектов.

Позднее объем инвестиций стабилизировали на отметке 100 млн долларов, однако и эта сумма для побережья Батуми выглядит беспрецедентной.

Где планируют строить остров и почему это вызывает вопросы

Главный источник споров — локация проекта.
Ambassador Batumi Island располагается не в курортной зоне, а между нефтеперерабатывающим заводом и грузовым портом. Это место уже десятилетиями считается промышленным и экологически уязвимым.

По словам Нино Чхобадзе, почвы в этой части города загрязнены нефтепродуктами настолько, что нарушать баланс крайне опасно: любое вмешательство способно поднять отложения и перенести загрязнения в море.

Первые шаги: от торжественной капсулы до берегозащитных сооружений

Официальный старт дал тогдашний премьер-министр Ираклий Гарибашвили. На церемонии он заверил, что проект создаст 2 000 рабочих мест и полностью соответствует экологическим требованиям.
Параллельно Министерство экономики объявило, что разрешение на строительство уже получено.

Техника прибыла на стройплощадку буквально через две недели после презентации. Первым этапом стало возведение берегозащитной дамбы.

Правительство передало компании-застройщику  89 гектаров морской акватории за символическую плату — 1 лари.
Эта деталь вызвала дополнительную волну общественного недоверия.

А уже в 2023 году власти инициировали поправки к закону о морском пространстве — специально под реализацию проекта.

Конфликт с грузовым портом: почему «Терминал 1» против

Оператор порта — компания «Терминал 1» — протестовал.
Главные претензии:

  1. Расстояние между пирсом и островом — всего 130 метров.
    Для судов, перевозящих нефтепродукты, такой маневр опасен.
  2. Рост риска аварий и экологических катастроф.
    В случае неудачного швартования или шторма нефть может попасть в море.
  3. Создание туристической зоны рядом с танкерами. Пляжи и яхты в тесном соседстве с нефтяными терминалами — странное решение.
  4. Несоответствие технической документации. По словам «Терминала 1», в отчетах застройщика допущены искажения данных.

Компания представила заключение международного инжинирингового бюро Anchor Engineering, работающего с морской инфраструктурой.

Реакция экологов и требования к новым исследованиям

Нино Чхобадзе и другие специалисты считают, что существующие оценки воздействия на окружающую среду недостаточны. Она подчеркивала:

  • Нужно провести стратегическую экологическую оценку, охватывающую всё побережье.
  • Важно учитывать глобальное повышение уровня моря — с 1990 года уровень океана вырос на 25 см.
  • Остров должен быть рассчитан на десятилетия, а не на текущие климатические условия.

Она также напоминала: изменение циркуляции потоков, нарушение линий осадконакопления и стресс для морской флоры и фауны могут проявиться не сразу, а спустя годы.

Бюрократические качели: остановки, проверки, новые разрешения

В 2023 году Национальное агентство окружающей среды приостановило процесс выдачи разрешений, запросив дополнительные данные. Причины:

  • несоответствие указанных площадей,
  • необходимость уточнить границы,
  • вопросы по безопасности.

Ambassador Batumi Island предоставил документы уже на следующий день — и агентство снова разрешило продолжить работы.

Статус проекта в 2024–2025 годах

Выдача природоохранного разрешения

В августе 2024 года Агентство окружающей среды всё-таки выдало застройщику экологическое разрешение.
Подписал документ глава ведомства Василий Гедеванишвили.

На текущий момент:

  • инвестор — Ambassadori Group,
  • стоимость проекта — 100 млн долларов,
  • выполненные затраты — 22 млн лари,
  • проведено 30+ исследований,
  • создан искусственный участок на 4 га,
  • использовались технологии международных инженеров Yüksel Proje,
  • концепцию развития разрабатывала британская компания ARUP Group.

Yüksel Proje обладает опытом строительства на воде — в числе проектов аэропорт Орду-Гиресун, полностью созданный на искусственной площадке в Черном море.

Какие параметры имеет будущий остров

Проект охватывает 84 гектара:

  • два полуострова,
  • один остров,
  • 49% территории — общественные пространства,
  • 51% — застройка.

Особое внимание уделено зеленым зонам: половина девелоперских участков должна оставаться озелененной.

Остров спроектирован с учётом:

  • 8-балльной сейсмичности,
  • тренда повышения уровня мирового океана,
  • высокой штормовой нагрузки.

Штормы 2023–2024 годов серьёзно не повлияли на созданный участок суши, что застройщик трактует как признак устойчивости проекта.

Судоходные споры: что говорит Министерство экономики

Компания «Терминал 1» направила в правительство заключение о рисках для морских судов.
Агентство окружающей среды переадресовало часть вопросов Минэкономики.

Министерство дало заключение: проект не угрожает работе танкерной инфраструктуры и не мешает безопасному входу и выходу судов.

Эта позиция позволила Агентству выдать разрешение.

Как продвигается строительство: ситуация на 2025 год

В сентябре 2025 года Агентство строительного и технического надзора официально приняло в эксплуатацию первый этап — участок площадью 26 гектаров западного полуострова.

Экспертиза проводилась Национальным бюро Самхаруали совместно с международными специалистами.

Уже осенью 2025 года началось возведение двух многофункциональных комплексов:

  • апартаменты и отели,
  • бассейны,
  • фитнес-центры,
  • зоны отдыха,
  • SPA и развлекательные площадки,
  • большой торговый центр.

Иными словами, стартует реализация самого туристического ядра проекта.

Интересно, что уже застроено около 38 гектаров — то есть обязательства инвестора перед государством выполнены «на пять лет раньше».

На данном этапе разрешение выдано только на создание островов. Строительство зданий требует отдельных лицензий и согласований.

Юристы компании предполагают, что весь процесс займет еще минимум полгода.

Срок реализации проекта, согласно заявлению Ambassadori, — три года после получения полного комплекта разрешений.

Мнение экспертов: почему споры не утихают

Экологи опасаются:

  • изменения морских течений,
  • эрозии береговой линии,
  • риска перераспределения донных отложений,
  • загрязнения из-за работ рядом с нефтяными объектами,
  • воздействия на прибрежные экосистемы.

Урбанисты задают логичные вопросы:

  • может ли элитный курорт сосуществовать с портом и заводом?
  • готова ли инфраструктура Батуми к такому наплыву туристов?
  • как будет работать транспортная система?

Некоторые аналитики считают, что проект:

  • переоценивает платёжеспособный спрос,
  • может зависнуть на полпути, как другие мегастройки,
  • создаст дополнительные расходы для государства.

Что дальше

Проект развивается, несмотря на критику. Строители движутся ускоренными темпами, инвестор активно демонстрирует успехи, а власти поддерживают курорт как символ международных инвестиций.

Но вместе с тем:

  • порт продолжает настаивать на рисках,
  • экологи требуют полноценной стратегической оценки,
  • общественность делится на сторонников и противников.

Исход этого противостояния во многом определит будущее побережья Батуми — останется ли оно промышленным, станет ли элитным курортом или превратится в спорный компромисс.

Проект движется вперёд, но его устойчивость — не только инженерная, но и социальная — всё ещё под вопросом. И главный вопрос остаётся открытым: станет ли остров символом грузинского прогресса или памятником поспешных решений?

____

17 декабря 2025 года нашему порталу от официальных представителей Батуми Айленд пришел ответ на критику проекта «Амбассадор Айленд Батуми», который мы приводим ниже. А также нам прислали актуальные рендеры Батуми Айленд.

1. Безопасность судоходства

Утверждение критиков: Расстояние между причалом и островом составляет всего 130 метров.

Факты: Это не соответствует действительности. Фактическое расстояние составляет не менее 330 метров, причем между объектами находится открытое морское пространство — они не являются соседними. Это полностью соответствует как грузинскому законодательству, так и международным нормам безопасности.

О процессе согласования: Административное рассмотрение отчёта о воздействии на окружающую среду продолжалось 10 месяцев — с ноября 2023 по август 2024 года. В работе комиссии участвовали 16 независимых экспертов. Были рассмотрены заключения не только компании Anchor Engineering, но и всех заинтересованных сторон.

Агентство морского транспорта Грузии дважды провело специализированные заседания с участием морских специалистов. По их итогам было установлено, что проект строительства двух полуостровов и одного острова в Батуми не оказывает негативного влияния на функционирование Терминала-1 и не создаёт рисков для маневрирования судов.

Согласие Агентства морского транспорта послужило основанием для выдачи разрешения на строительство. Что касается территории Терминала-1, 30 мая 2025 года приказом №81 директора Агентства морского транспорта Министерства экономики и устойчивого развития Грузии были внесены изменения в приказ №24 от 25 июля 2022 года «Об утверждении портовых правил». В результате на сегодняшний день эти два объекта не имеют никакого пересечения.

Подробности доступны в публикациях: https://ei.gov.ge/ka/info/07c2fbc5-6f92-4ead-8caf-bbb2fab13af1

2. Экологическая оценка

Утверждения критиков:

  • Стратегическая экологическая оценка не проводилась
  • Не учтён рост уровня мирового океана (+25 см с 1990 года)
  • Не изучены долгосрочные последствия (течения, эрозия)
  • Аргументы Нино Чхобадзе как бывшего министра

Факты: Все эти утверждения являются ложными.

24 ноября 2023 года (письмо №11427) компания «Амбассадор Айленд Батуми» (и/к 445601126) представила в Национальное агентство окружающей среды полный отчёт об оценке воздействия на окружающую среду по устройству и эксплуатации искусственного острова в морской акватории города Батуми, прилегающей к улице Одиссея Димитриади и железнодорожной станции, а также всю предусмотренную законодательством документацию.

В рамках административного производства Агентство обеспечило:

  • Создание экспертной комиссии (приказ №694/с от 07.12.2023)
  • Привлечение соответствующих ведомств
  • Направление информации в Центр экологической информации и образования для публичного распространения

Вся документация была размещена на экологическом информационном портале. 14 августа 2024 года был издан приказ «О выдаче природоохранного решения на устройство искусственного острова в акватории Чёрного моря компанией «Амбассадор Батуми Айленд» в городе Батуми».

В ходе административного производства компания представила около 40 местных и международных исследований. В частности:

  • Изучен риск повышения уровня моря вследствие глобального потепления — проект рассчитан на подъём до +50 сантиметров, что учтено в проектных решениях
  • Детально исследованы направления морских течений — на основе этих данных разработана конструктивная схема
  • После завершения проектирования проведено физическое моделирование в крупнейшем лабораторном центре Анкары

О позиции Нино Чхобадзе: Специалисты компании «Амбассадор Айленд Батуми» публично ответили на все высказанные ею замечания и выразили готовность к диалогу. Ответ был опубликован в той же газете, где госпожа Нино изложила свою позицию: https://batumelebi.netgazeti.ge/news/509158/

Несмотря на публичное приглашение, госпожа Нино Чхобадзе не продолжила участие в диалоге.

Она также была приглашена на публичное обсуждение, информация о котором была дополнительно опубликована в прессе до утверждения отчёта о воздействии на окружающую среду:

https://batumelebi.netgazeti.вge/news/507380/

К сожалению, эксперт не явилась и на публичное обсуждение.

В целом компания «Амбассадор Айленд Батуми» провела разрешительный процесс с беспрецедентной открытостью и широким общественным участием, осознавая значимость проекта для Грузии и местного населения. Разработанная компанией концепция и проектная документация не вызвали скептицизма ни в одном серьёзном научном сообществе, поскольку материалы были подготовлены при участии крупнейших международных организаций, имеющих практический опыт реализации подобных проектов.

3. Выбор локации

Утверждения критиков:

  • Элитный курорт между нефтеперерабатывающим заводом и грузовым портом
  • Почва загрязнена нефтепродуктами
  • Это логическое противоречие, которое легко понять

Факты: Скептицизм автора статьи расходится с реальностью. Напротив, проект следует новому глобальному тренду, согласно которому Батуми развивается, а промышленные зоны трансформируются в современные урбанистические пространства.

В мире существует множество успешных примеров подобных проектов на бывших промышленных территориях:

  • London Docklands (Великобритания).

История лондонских доков — классический пример того, как «непригодное» место может быть превращено в успешный проект. В 1981 году, когда Деян Суйич переехал в Воппинг, это было пустынное, мрачное, «запретное» место. Сегодня лондонские доки и Кэнэри-Уорф — одни из самых успешных примеров городской регенерации в мире. Критики острова Батуми, известного как «Амбассадор», повторяют те же аргументы, что и 40 лет назад в отношении лондонских доков: «Это абсурдное место», «Это промышленная зона», «Здесь ничего не получится». История показала, что именно такие районы становятся объектами наиболее успешной трансформации — если проект правильно спланирован и реализован.

  • HafenCity (Гамбург, Германия)

История HafenCity показывает, что: «Невозможное» место — заброшенный порт, железная дорога, промышленность — может стать крупнейшим и самым успешным городским проектом Европы. Риски изменения климата — не препятствие, а возможность для инновационных решений — HafenCity применил старую голландскую технику «терп» к современной архитектуре. Научный подход и долгосрочное планирование обеспечивают устойчивость проекта на протяжении столетия. Общественное обсуждение и международный опыт укрепляют легитимность проекта.

  • Laguna (o. Пхукет, Таиланд)

Популярный среди туристов со всего мира тропический остров 40 лет назад представлял собой заброшенные выработанные оловянные рудники. Сейчас на месте крупнейшего из них находится один из самых престижных и известных районов острова Laguna с пятизвездочными резортами, гольф-полями и 13-километровым песчаным пляжем Банг Тао.

Критики проекта Ambassador Batumi Island повторяют те же аргументы, которые звучали о HafenCity в 1990-х годах и о лондонских доках в 1980-х. В обоих случаях история доказала, что правильно спланированные и реализованные проекты в бывших промышленных зонах становятся самыми успешными и престижными районами городов.

Мониторинг и контроль: В настоящее время компания заключила договор на проведение мониторинга воздействия на окружающую среду. Параллельно с утверждённым отчётом ОВОС выполняется около 15 обязательств в рамках того же постановления. Эти работы ведутся одновременно со строительством и будут продолжаться ещё 10 лет после его завершения.

В процессе мониторинга на договорной основе участвуют грузинские эксперты совместно с Институтом биологии Чёрного моря Одесской академии наук.

Редакция портала также собрала реакцию местных жителей в батумских пабликах и СМИ на строительство Батуми Айленд, а также митингов по поводу его строительства и нового проекта в Гонио:

Ранее мы также рассказывали про ТОП-10 крупнейших застройщиков в Грузии, писали про шедевры архитектуры и даже сделали фото строящегося острова.