Найти в Дзене
Кино под углом

«Пожалейка» рядового Райана, или «зачем так снимать»?

Есть такой, как мне кажется, неплохой фильм – «Спасение рядового Райана». Или «Спасти рядового Райана», от Стивена нашего Спилберга. Кстати, фильм-то, на самом деле, хороший, какое-то количество «Оскаров» получил, снят очень хорошо и интересно. Да и смотрится он – буквально на несколько порядков выше, чем многое из того, что снимается сейчас. Кстати, правильно сказал Клим Жуков в трёхчасовом разборе этого фильма – почему-то сейчас, когда технологии позволяют снимать кино лучше, качество фильмов стало сильно хуже. Объяснение этому, конечно, у нас есть, но кто бы ещё нас послушал, не так ли? Так вот, фильм-то, как я говорил, на самом деле, хороший. Высадка союзников в Нормандии, правда, американцы не были бы собой, если бы не показали там только себя, любимых, и, если бы, как это у них бывает довольно часто, не начали бы перевирать историю. А с историей, как это часто бывает, всё очень и очень интересно… Например, во время высадки, или уже во время похода, кто-то из бойцов спрашивает кап
Это на самом деле, хороший фильм...
Это на самом деле, хороший фильм...

Есть такой, как мне кажется, неплохой фильм – «Спасение рядового Райана». Или «Спасти рядового Райана», от Стивена нашего Спилберга. Кстати, фильм-то, на самом деле, хороший, какое-то количество «Оскаров» получил, снят очень хорошо и интересно. Да и смотрится он – буквально на несколько порядков выше, чем многое из того, что снимается сейчас. Кстати, правильно сказал Клим Жуков в трёхчасовом разборе этого фильма – почему-то сейчас, когда технологии позволяют снимать кино лучше, качество фильмов стало сильно хуже. Объяснение этому, конечно, у нас есть, но кто бы ещё нас послушал, не так ли?

В фильме это смотрелось страшно...
В фильме это смотрелось страшно...

Так вот, фильм-то, как я говорил, на самом деле, хороший. Высадка союзников в Нормандии, правда, американцы не были бы собой, если бы не показали там только себя, любимых, и, если бы, как это у них бывает довольно часто, не начали бы перевирать историю. А с историей, как это часто бывает, всё очень и очень интересно…

Например, во время высадки, или уже во время похода, кто-то из бойцов спрашивает капитана Миллера (Том Хэнкс), что они тут вообще делают, и зачем они здесь? И вот это, как мне кажется, очень странный вопрос. Я даже не буду говорить о том, что немцы держали к тому времени в своих концлагерях, и американских солдат вместе с британскими (лётчиков, по большей части). То есть – никто не думал о том, что надо спасать из плена американских граждан? Странно, а как же то, что «американцы всех порвут ради своих людей»? Но, на самом деле, была ещё одна причина высадки, о которой, кстати говоря, ни в этом фильме, ни в известных всем, «Братьях по оружию», нет ни одного слова. Хотя, на самом деле, в то время, в США была развёрнута самая настоящая кампания о том, что «мы помогаем СССР!». Бойцы США, что парашютисты, что те, кто высаживался с моря, были очень хороши и чётко замотивированы на тему того, что «мы помогаем Советам справиться с Германией!». Знаете, эти вещи, о том, как наши и американцы дружили на тот момент, были очень хорошо описаны в ряде книг того времени. Это было! И мы (жаль, что уже не все), это пока ещё помним. В отличие от американцев, как я понимаю…

Танки там были...
Танки там были...

Но, кроме того, есть у фильма и ещё некоторые проблемы, которые… я не знаю – должны вызвать ощущение «пожалейки» у зрителя? Потому что, на самом деле, конечно, именно на пляже Омаха, американцы понесли самые большие потери, это факт. Но, именно такой бойни, наверное, там и не было. Например, в сцене высадки нам не показали ни одного танка, меж тем, они там были. И очень так хорошо прикрывали американских солдат. Знаете, может, «Шерман» с короткой пушкой – и не самая совершенная машина по тем меркам – но, когда у теба танк есть, а вот у врага – нет, и подавить его, в общем-то, нечем… В общем, это полностью меняет суть, как мне кажется, не так ли? В фильме же, понятное дело, ничего этого нет, солдаты бегут на пулемёты, умирают, им отрывает руки и ноги, и «вот это вот всё». На самом деле, есть, конечно, предположения, почему было снято именно так, но о них будет немного дальше…

Это "Техас", и он поддерживал огнём высадку. И не только он, если что...
Это "Техас", и он поддерживал огнём высадку. И не только он, если что...

Далее, надеюсь, никто не будет думать о том, что американцы вот так и высаживались – без прикрытия, без поддержки и всего остального? Нет, а что – я и не такие мнения встречал, в своё время. Дескать, они вообще не высаживались, и ничего этого не было! Но, на самом деле, они, понятное дело, высаживались. И высаживались, понятное дело, не просто так. Их прикрывал Флот. Конкретно на Омахе, прикрытие осуществляли два линкора, одним из которых был «Техас», вторым, кажется (я просто не помню точно) «Вайоминг», или его «брат-близнец». А это, извините, десять двухорудийных башен с «маленькими» такими пушечками – «всего-то», 305 миллиметров. Кто-то скажет, что это несерьёзно – после, например, 406 у «Миссури» и других «Айов», но… когда в дот прилетает такой «чемодан», или сразу пара – внутри всем, почему-то становится очень сильно не до смеха… Также было шесть крейсеров (британских) и несколько эсминцев. И да, была проблема. Когда крейсеры и линкоры открыли огонь на подавление всего, что было на «Омахе», начался очень сильный туман. И да, линкоры и крейсеры, несмотря на очень плотный и хороший такой огонь, просто не смогли никуда попасть. Продолжать стрельбу, когда пошла высадка, они уже не могли, понятное дело – чтобы в своих не попасть. А вот эсминцы, которые смогли подойти поближе, били очень так активно. Конечно, у них пушки поменьше были – «всего-то» 127мм, но… они оказывали очень сильную поддержку именно штурмующим. А в фильме, как мы помним, ничего такого просто не было. А жаль, на самом деле, так как это очень хорошо бы снизило тот самый «градус пожалейки» и неадекватности. Хотя, если расчёт был именно на неё, то, понятно, почему ничего такого не было. Ну, и не стоит забывать о бюджете фильма. Сами понимаете, что снять в кино толпу мужиков в форме – это одно. А вот показать хотя бы пару-тройку боевых кораблей того времени, которые активно обстреливают позиции противника – это уже совершенно другие деньги. Компьютерной графики тогда в таких количествах, как сейчас, не было, так что показать такое было… недёшево.

Герои фильма...
Герои фильма...

Но, конечно, очень важное место отведено в фильме именно «пожалейке». Да, сам фильм, можно сказать, из неё и состоит. Например, все те герои, что пошли с Миллером за Райаном, они ведь все погибли, включая самого Миллера. И тут самое интересное, что фильм-то, основан на реальных событиях. Потому что, на самом деле, во время высадки, погибло несколько братьев, и последнего решили отправить домой. Только вот… никакой такой «операции» не было. Просто с тем подразделением, где был тот парень, связались, объяснили, что его переводят домой и попросили это обеспечить. Соответственно, его вызвали к командиру, тот зачитал приказ, бойца погрузили в «Виллис», или что там было, отвезли в порт – туда, где построили тот «плавучий причал», и ближайшим транспортом отвезли сначала на Остров, а оттуда самолётом в США. И всё.

С другой стороны, я понимаю, что фильм, в общем-то, отлично снят. На самом деле, я не хочу его ругать – потому что, повторюсь, он хорошо снят и отлично смотрится даже сегодня. И, если бы не было того искажения истории – всё же, услышать о том, что «мы помогаем Советам» - было бы приятно. Понятно, что такого, никогда не показали бы – по самым разным причинам. Особенно после того, как в США сняли тот же «Враг у ворот», но… всё равно, это было бы хотя бы честно. Но, увы…