Те, с кем мы давно общаемся, прекрасно знают, что я плотно занимаюсь спортом, лёгкой атлетикой. Уже больше шести лет я каждое утро бегаю, делаю разные тренировки — интенсивные, длительные — и, как правило, выхожу на пробежку очень рано, в районе 5 утра.
По приходу домой у меня есть железный ритуал: особенно после интенсивных тренировок я всегда выпиваю изолят сывороточного протеина. Это нужно, чтобы быстрее восстановиться, дать организму «сырьё» для восстановления, закрыть белковое окно — и уже потом начинается мой рабочий день. Душ, сборы — и дальше работа.
Это неотъемлемая часть моей жизни, это даже не обсуждается. Кто-то может осуждать спортивное питание, но тот, кто в спорте, понимает: без протеина нет результата. А изолят — как раз то, что можно пить утром сразу после тренировки для быстрого усвоения.
И вот, совершенно случайно на Авито я увидел объявление: изолят протеина по цене в три раза ниже, чем тот, который я обычно покупаю. Я удивился: «Нифига себе, сколько можно экономить в месяц!»
Читаю объявление: всё красиво расписано — «король протеина», «настоящий изолят», «быстро усваивается», «только белок», «никаких углеводов, никакой лактозы, минимум жиров». Звучит идеально.
Заказываю. Приезжает. Развожу. И тут начинается самое интересное.
Если вы возьмёте обычную муку, просто муку, которая есть почти у каждого дома, смешаете её с холодной водой наспех и попробуете выпить — у вас будут комки, будет першить в горле, и вся эта странная масса будет холодным сгустком проталкиваться внутрь. Вот примерно такие ощущения были у меня от этого «протеина».
Когда я стал глубже разбираться, выяснилось, что состав, мягко говоря, не совсем тот, что был заявлен. По факту — это соевый протеин, а если точнее, как я предполагаю, какое-то сырьё, которое используется для приготовления чего-то ещё, просто расфасованное и проданное под видом изолята. То есть это, скорее всего, не спортпит, а такая себе соевая мука с высоким содержанием белка.
Потом, когда я начал изучать тему дальше, стало понятно, что там ещё и состав довольно спорный. И очень быстро я почувствовал это на себе: ЖКТ сказал «спасибо»!. Ночью я чувствовал себя отвратительно, утром — тоже.
И в этой ситуации, по большому счёту, есть два пути. Можно сказать:
«Вот негодяи, продают ерунду, не пишут честный состав, обманывают людей» — и на этом успокоиться.
А можно включить самокритику. Я обычно выбираю второй вариант.
Я понимаю простую вещь: да, продавцы, мягко говоря, нечестные. Но в первую очередь виноват я сам. Потому что я просто повёлся на низкую цену.
Я увидел:
— Цена в три раза ниже.
— Объём больше.
— Экономия в месяц солидная.
И всё — голова выключилась. Я уже мысленно тратил сэкономленные деньги на что-то приятное.
В результате я проиграл.
— Я пожалел о покупке.
— Это вряд ли положительно скажется на моих спортивных результатах.
— Это явно негативно влияет на моё состояние.
— И всё равно мне пришлось заново заказывать тот нормальный продукт, который я обычно пью.
Теперь — самое главное.
В чём суть этой истории?
Я знаю огромное количество юридических компаний и юристов, которые ведут себя абсолютно так же, когда ищут рекламщиков, маркетологов, специалистов по продвижению и интеграторов.
Они ищут их на Авито.
Сортируют «сначала дешёвые».
Лучше, чтобы почти бесплатно, «на пробу», за три копейки.
А потом сидят с больной головой, с потерянным временем, с потерянными деньгами — и не видят реальной причины.
Они винят людей:
«Плохие специалисты, наобещали, не сделали, обманули»…
Но по факту там часто либо новички, которые не понимают систему, либо люди «общей направленности», которые вообще не представляют, что такое юридический маркетинг.
А страдает в итоге кто? Юрист и юридическая компания.
Сказок в этом мире не бывает.
Когда я общаюсь с руководителями, когда мы только знакомимся, я честно говорю:
я понимаю, что могу дать результат. Если мы говорим, например, обо мне или о коллегах по цеху — я знаю, что могу перестроить модель так, что компания увеличит доход на 1–2 миллиона минимум.
Тогда почему мои услуги за 150 тысяч считаются «дорого»?
Почему нормально платить копейки тем, кто ничего не понимает в юридическом маркетинге, и «дорого» — тому, кто реально даёт результат?
Это абсолютно то же самое, что в спорте: вы же не ждёте результата, если будете есть дешёвый суррогат вместо нормального питания.
Так же и вы, как юристы, хотите нормальных денег за свою работу. Вы же не готовы помогать всем бесплатно или работать за три копейки. Вы хотите, чтобы ваши услуги ценили, чтобы к вам относились серьёзно. И взамен вы даёте качественный результат.
Точно так же и любой адекватный человек — юрист, руководитель, маркетолог, спортсмен, таксист — должен понимать простую вещь:
если хочешь зарабатывать достойно и развиваться, нельзя рассчитывать на то, что путь туда вымощен трёхкопеечными решениями.
Нельзя:
— заправляться откровенно плохим бензином,
— питаться некачественными продуктами,
— доверять бизнес сомнительным маркетологам,
— и при этом ожидать качественного, стабильного результата.
Скорее всего, всё это обернётся негативом. И, с очень высокой вероятностью, вы проиграете.
Поэтому старайтесь быть объективными.
— Задавайте вопросы.
— Берите время «подумать».
— Взвешивайте, что вы получаете на выходе.
— Смотрите не только на цену, но и на ценность.
И уже после этого принимайте решение.
Не бегите за низкой ценой.
В 99% случаев вы проиграете.
P.S. А я пойду выпью ещё одну таблеточку Гастала:)