Знаете ли вы, что между запоминанием цифр и умением считать целая пропасть? Многие детишки бойко называют числа по порядку, но это часто просто работа памяти, а не понимание сути.
Слишком раннее и настойчивое знакомство с цифрами может, к сожалению, отбить у ребенка интерес к математике надолго. Так когда же и как начинать?
Детский нейропсихолог Анна Шептура объясняет: сначала — фундамент. Прежде чем показывать цифры, важно помочь малышу «прочувствовать» математику руками и телом.
Успешное освоение математики невозможно без:
- достаточного уровня развития восприятия (зрительного, слухового, тактильного), внимания, памяти. Чтобы узнавать образы, овладевать понятиями цвета, формы и величины;
- развитого мышления и владения логическими операциями (сравнение, обобщение, классификация, умение устанавливать закономерности), в том числе творческого мышления;
- сформированных пространственных представлений (ориентирование в схеме собственного тела, вокруг себя, на листе бумаги) и оперирования временными понятиями (времена года, месяцы, дни недели, время суток);
- развитой речи. Чтобы правильно понимать задания, сложные обороты и логико-грамматические конструкции, обозначать причинно-следственные, пространственно-временные и другие отношения, а также чтобы контролировать свои действия с помощью речевого сопровождения.
- достаточного самоконтроля и регуляции деятельности. Чтобы не отвлекаться, планировать вычисления, следовать программе, проверять себя, находить ошибки и исправлять их.
С чего начать?
Знакомство с математикой начинается уже в раннем возрасте, с 1 года до 1,5 лет! Через манипуляции с окружающими предметами, собственные движения и развивающие материалы ребенок постепенно осваивает важные понятия величины («большой» и «маленький», позже «средний»), количества («один» и «много»), элементарные пространственные отношения («далеко» и «близко», потом «дальше», «ближе», «выше», «ниже»), учится сравнивать («больше», «меньше» и «одинаково»), соотносить («часть» и целое»).
Счет появляется в жизни ребенка гораздо раньше изучения непосредственно цифр. В 2–3 года ребенок уже показывает свой возраст на пальцах, но еще редко может назвать его, потому что пока не сформирована связь между понятием и наименованием числа. Он уже может знать, что на руке пять пальцев и что в сказке три поросенка, но еще не может сопоставить это с цифрой. В этом возрасте следует совершенствовать навыки счета в игровой форме, используя повседневные ситуации, чем более наглядно и осязаемо — тем лучше! Например, считать кубики, пуговицы, карандаши, шаги, ступеньки, покупки в магазине.
Также полезно раздавать игрушкам подарки поровну, сравнивать, где больше книг — в шкафу или на полке, накрывать на стол — ставить столько чашек, сколько блюдец (будущее понимание равенств и неравенств). Можно делиться конфетами, фишками с другом, братом или сестрой, родителями (будущее понимание вычитания и сложения). Умение сравнивать количества — это начало осмысленного счета, который обычно появляется к 3–4 годам.
Дальше можно постепенно знакомить ребенка с образами цифр. Можно использовать карточки с цифрами и изображениями, чтобы связать абстрактные символы с реальными объектами.
Полезными будут игры с числовым рядом («соседи» числа, «предыдущее» и «следующее») и на порядковый счет, где нужно определить место предмета в ряду, например: «Какой по счету красный мяч?»
Не забывайте про движение, например давайте ребенку команды по типу: «Прыгни столько раз, сколько я хлопну в ладоши».
Когда ребенок уже не делает ошибки в числовом ряду, обязательно подключаем обратный счет. Можно считать шаги в обратном направлении или запускать ракету. Чтобы усложнить и получше закрепить навык, меняйте стартовые и финишные числа, например считаем от 2 до 6, от 8 до 3.
Отработать навыки счета помогают разные настольные игры, в том числе ходилки с кубиком, сюжетная игра в «Магазин», а также пособия Школы Семи гномов, в которых много наглядных, разноплановых и увлекательных заданий для детей разного возраста.
Не форсируйте обучение! Не сосредотачивайтесь на механическом заучивании цифр! Используйте игровой подход и создавайте условия для формирования базовых когнитивных и двигательных функций. Тогда освоение счета будет наиболее эффективным!