Найти в Дзене

Когда гнев управляет ребёнком: к чему приводит неумение справляться с эмоциями

В одном обычном классе учился мальчик Серёжа. Ему было 9 лет, и он искренне не понимал, почему все вокруг — учителя, одноклассники, даже родители — постоянно недовольны им. Дома Серёжа видел только крики и ругань. Когда мама уставала после работы, а папа нервничал из‑за проблем на службе, разговоры неизбежно превращались в перепалки. Это была единственная модель поведения, которую мальчик знал: если что‑то не нравится — повышай голос, требуй, обвиняй. В школе Серёжа неосознанно воспроизводил то, что видел дома. Не поделили карандаш — он кричал: «Отдай, это моё!» Кто‑то случайно задел его портфель — тут же следовала резкая отповедь: «Ты что, не видишь, куда идёшь?!» Сначала учителя пытались мягко корректировать поведение, но вспышки гнева становились всё чаще. Потом начались вызовы к директору, разговоры с классным руководителем, жалобы одноклассников. Серёжа не становился «плохим» — он просто не знал другого способа выражать свои чувства и защищать границы. Неконтролируемый гнев у дете
Оглавление

В одном обычном классе учился мальчик Серёжа. Ему было 9 лет, и он искренне не понимал, почему все вокруг — учителя, одноклассники, даже родители — постоянно недовольны им.

Дома Серёжа видел только крики и ругань. Когда мама уставала после работы, а папа нервничал из‑за проблем на службе, разговоры неизбежно превращались в перепалки. Это была единственная модель поведения, которую мальчик знал: если что‑то не нравится — повышай голос, требуй, обвиняй.

В школе Серёжа неосознанно воспроизводил то, что видел дома. Не поделили карандаш — он кричал: «Отдай, это моё!» Кто‑то случайно задел его портфель — тут же следовала резкая отповедь: «Ты что, не видишь, куда идёшь?!»

Сначала учителя пытались мягко корректировать поведение, но вспышки гнева становились всё чаще. Потом начались вызовы к директору, разговоры с классным руководителем, жалобы одноклассников. Серёжа не становился «плохим» — он просто не знал другого способа выражать свои чувства и защищать границы.

Что происходит, когда ребёнок не умеет управлять гневом

Неконтролируемый гнев у детей — не каприз и не «дурной характер». Это сигнал: ребёнок не владеет инструментами для экологичного выражения эмоций. И последствия могут быть серьёзными.

1. Проблемы в общении

  • Изоляция. Одноклассники начинают избегать ребёнка, опасаясь новых конфликтов.
  • Отсутствие друзей. Даже доброжелательные попытки сближения могут восприниматься как угроза, провоцируя новую вспышку.
  • Конфликты с учителями. Педагог, вынужденный постоянно реагировать на агрессивное поведение, невольно дистанцируется.

2. Ухудшение успеваемости

  • Рассеянность. Гнев отнимает когнитивные ресурсы: вместо того чтобы слушать объяснение, ребёнок думает, как ответить на «провокацию».
  • Отказ от заданий. Если что‑то не получается сразу, возникает импульс бросить работу и обвинить окружающих.
  • Страх ошибок. Подсознательно ребёнок понимает: любая неудача может спровоцировать новую вспышку гнева, поэтому старается избегать сложных задач.

3. Снижение самооценки (не всегда)

  • Чувство вины. После вспышки гнева ребёнок часто осознаёт, что «перегнул», но не знает, как исправить ситуацию.
  • Убеждение «я плохой». Постоянные замечания взрослых укрепляют мысль: «Со мной что‑то не так».
  • Замкнутый круг: гнев → конфликт → вина → новый гнев из‑за чувства несостоятельности.

4. Физические и психосоматические проявления

  • головные боли, боли в животе;
  • нарушения сна (бессонница или сонливость);
  • повышенная утомляемость;
  • мышечное напряжение, тики.

5. Риски долгосрочного характера

  • закрепление агрессивной модели поведения;
  • склонность к буллингу или, наоборот, уязвимость перед агрессорами;
  • трудности в построении близких отношений во взрослом возрасте;
  • повышенный риск девиантного(отклоняющегося от нормы) поведения в подростковый период.

Почему ребёнок не может справиться с гневом

У неконтролируемых вспышек всегда есть причины:

  • Недостаток навыков. Ребёнок просто не знает, как иначе выразить разочарование или обиду.
  • Семейный контекст. Если дома принято кричать и обвинять, ребёнок воспринимает это как норму.
  • Переутомление. Хронический недосып, перегруженность кружками и уроками снижают эмоциональный ресурс.
  • Неудовлетворённые потребности. Гнев может быть сигналом: «Мне не хватает внимания», «Я чувствую себя непонятым».
  • Особенности нервной системы. Некоторые дети от природы более импульсивны и возбудимы.

Что можно сделать: шаги для родителей

1. Признайте проблему

Не игнорируйте вспышки гнева, но и не клеймите ребёнка. Фраза «Я вижу, ты очень злишься. Давай разберёмся, что случилось» работает лучше, чем «Опять ты орешь!»

2. Учитесь называть эмоции

Помогите ребёнку вербализовать состояние:

  • «Ты злишься, потому что…»;
  • «Тебе обидно, когда…»;
  • «Ты разочарован, потому что…».

3. Предлагайте альтернативные способы выражения

  • «Ящик гнева». Пусть ребёнок нарисует то, что его злит, и «запрёт» рисунок в коробку.
  • Физическая разрядка. Прыжки, бег, сжимание мячика‑антистресс.
  • «Уголок успокоения». Место, где можно посидеть в тишине, подышать, посмотреть на успокаивающие картинки.

4. Моделируйте желаемое поведение

Покажите на своём примере, как можно сказать: «Я раздражён, мне нужно пять минут тишины» вместо крика.

5. Устанавливайте чёткие границы

  • «Злиться — нормально, бить — нельзя»;
  • «Можно сказать „Я зол!“, но нельзя ломать вещи».

6. Хвалите за попытки сдержаться

Даже если ребёнок лишь частично смог контролировать гнев, отметьте это: «Ты сегодня не ударил, а сказал словами — это большой прогресс!»

7. Обратитесь к специалисту

Если:

  • вспышки гнева случаются чаще 3–4 раз в неделю;
  • ребёнок теряет контроль (ломает вещи, угрожает, проявляет физическую агрессию);
  • появляются психосоматические симптомы;
  • ситуация не меняется несмотря на ваши усилия.

Возвращение Серёжи: маленький шаг к переменам

Серёже повезло: его мама заметила, что сын буквально копирует её собственные реакции. Она начала работать над собой: сначала — с психологом, потом — вместе с Серёжей.

Они научились:

  • замечать первые признаки гнева («У меня сжимаются кулаки»);
  • делать паузу («Давай посчитаем до пяти»);
  • говорить о чувствах («Я злюсь, потому что…»).

Это не решило всех проблем мгновенно, но дало главное — надежду. Серёжа понял: он не «плохой», а просто пока не умел по‑другому. А его мама осознала: изменить модель поведения можно, если начать с себя.

Вывод: неспособность управлять гневом — не приговор. Это вызов, который можно принять, если действовать последовательно и с пониманием. Ребёнок не должен справляться с этим в одиночку. Ваша поддержка, терпение и готовность учиться вместе с ним — лучший способ помочь.

Ваш психолог, Елена Рябинкина

Записаться на консультацию можно через Телеграмм @ryabinkina_elena