Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Погоня" (США, 1965) и "Потоп" (Польша-СССР, 1974): мнения

Погоня / The Chase. США, 1965. Режиссёр Артур Пенн. Сценарист Лиллиан Хеллман (по одноименной пьесе Хортона Фута). Актеры: Марлон Брандо, Джейн Фонда, Роберт Редфорд, Джеймс Фокс, Энджи Дикинсон и др. В СССР – с 27 сентября 1971. 28,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Знаменитый американский режиссер Артур Пенн (1922-2010) родился в Филадельфии в 1922 году. Перед войной он окончил актерскую студию, затем служил в армии. Правда, в боях не участвовал. То ли от скуки, то ли от желания не растерять актерскую форму, Артур организовал армейскую театральную труппу, говорят, довольно популярную в солдатской аудитории. После окончания войны Пенн уехал в Италию. В Перудже и Флоренции изучал искусство. Играл в местных театрах и даже самостоятельно поставил несколько спектаклей. Впитав в себя европейскую культуру, он и потом, возвратившись в Америку, выгодно отличался от многих голливудских коллег тонким психологическим рисунком характеров персонажей своих фильмов. Иногда даже элитарной си

Погоня / The Chase. США, 1965. Режиссёр Артур Пенн. Сценарист Лиллиан Хеллман (по одноименной пьесе Хортона Фута). Актеры: Марлон Брандо, Джейн Фонда, Роберт Редфорд, Джеймс Фокс, Энджи Дикинсон и др. В СССР – с 27 сентября 1971. 28,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Знаменитый американский режиссер Артур Пенн (1922-2010) родился в Филадельфии в 1922 году. Перед войной он окончил актерскую студию, затем служил в армии. Правда, в боях не участвовал. То ли от скуки, то ли от желания не растерять актерскую форму, Артур организовал армейскую театральную труппу, говорят, довольно популярную в солдатской аудитории.

После окончания войны Пенн уехал в Италию. В Перудже и Флоренции изучал искусство. Играл в местных театрах и даже самостоятельно поставил несколько спектаклей. Впитав в себя европейскую культуру, он и потом, возвратившись в Америку, выгодно отличался от многих голливудских коллег тонким психологическим рисунком характеров персонажей своих фильмов. Иногда даже элитарной символикой зашифрованных образов («Некто Микки», «Ресторан Алисы»).

Разумеется, Артур Пенн зарекомендовал себя одним из «столпов» Голливуда 1960-х – 1970-х фильмами, имевшими большой успех у массовой аудитории («Погоня», «Бонни и Клайд», «Маленький большой человек» и др.).

Драма «Погоня» – один из немногих голливудских фильмов класса «А», попавших в советский кинопрокат 1970-х. По сюжету этого фильма жители техасского городка узнают о побеге из тюрьмы местного парня Баббера Ривза (Роберт Редфорд). Шериф Колдер (Марлон Брандо) выступает против самосуда толпы и хочет спасти Баббера…

Заслужить репутацию "актерского режиссера" помогли Артуру Пенну уроки Михаила Чехова, ставшего, как известно, одним из педагогических столпов американской театральной школы. И в «Погоне» сложился очень сильный актерский состав – Марлон Брандо (1924-2004), Роберт Редфорд и Джейн Фонда играют психологически убедительно, полностью погружаясь в острый конфликт сюжета…

Социально-критическая драма «Погоня» получила поддержку советской кинопрессы еще до выхода на экраны СССР. Так в «Советском экране» в связи с этим фильмом задавался вопрос: «Куда идет Америка? Кто будет следующим? Где истоки той жестокости и насилия, которые так долго культивировались в Соединенных Штатах Америки и за которые теперь приходится так трагически расплачиваться? Эти вопросы задают сейчас себе всё больше и больше людей в США, и всё чаще пытается найти ответы на них американское киноискусство» (Федорова, 1968: 15).

После показа «Погони» на советских экранах ее режиссер — Артур Пенн (1922-2010) — также был зачислен советской кинопрессой в ряды «прогрессивных кинематографистов», хотя кинокритик Михаил Ямпольский уточнял, что «здесь реализм Пенна был скован традиционным голливудским мышлением. С одной стороны, в «Погоне», рассказывающей трагическую историю о том, как шериф Колдер пытается противостоять коллективному безумию жителей маленького техасского городка, линчующих человека, и терпит поражение, во весь голос заявлена тема социальной несправедливости, беспомощности закона в мире жестокости и насилия. С другой стороны, в фильме поется гимн благородному одиночке, … слуге закона, столь хорошо знакомому зрителям по тем же голливудским стереотипам» (Ямпольский, 1978: 16).

Многие зрители до сих пор вспоминают «Погоню», как одно из важных событий в жизни:

«Я посмотрел этот фильм в 1971-м году. Никогда, ни до, ни после, ни одна картина не производила на меня столь сильного впечатления. Когда я вышел из зала кинотеатра, меня буквально колотило. Блестящая постановка Артура Пенна, а сценарий... А какая идея! Все против одного, травят как волка... А какие актеры! … Смотревший такое кино смотреть и обсуждать «глухарей» и «бригады» не станет, как наевшийся осетровой икрой не рванет к помойке вытаскивать оттуда картофельные очистки...» (С. Рокотов).

«Фильм в своё время стал событием. Помню, после первого просмотра вышел из зала, как оглушённый и несколько дней ходил под впечатлением. Целое созвездие выдающихся актёров» (Игорь).

Киновед Александр Федоров

-2

Потоп / Potop. Польша-СССР, 1974. Режиссер Ежи Гофман. Сценаристы: Ежи Гоффман, Адам Керстен, Войцех Жукровски (по роману Генриха Сенкевича). Актеры: Даниэль Ольбрыхски, Малгожата Браунек, Тадеуш Ломницки, Францишек Печка, Бруно Оя, Эва Шикульска, Леон Немчик и др. В СССР – 1976. 27,6 млн. зрителей за первый год демонстрации (в пересчете на одну серию этого четырехсерийного фильма). Прокат в Польше: 11,2 млн. зрителей (из расчета в среднем на одну серию). Всего за все годы проката в Польше: 27,7 млн. зрителей.

Режиссер Ежи Хофман – один из самых известных польских режиссеров, многие фильмы которого («Пан Володыевский», «Потоп», «Прокаженная», «Знахарь» и др.) с успехом шли в советском кинопрокате.

Масштабная экранизация прозы Генриха Сенкевича (1846-1916) снята в лучших традициях психологической драмы и исторической костюмной саги.

В год выхода «Потопа» в советский прокат в «Спутнике кинозрителя» отмечалось, что «режиссер Ежи Гоффман в своей фундаментальной экранизации знаменитого романа Генриха Сенке­вича разрабатывает, укрупняет, вы­носит на первый план прежде всего его нравственное богатство. И тогда эпопея, датированная второй полови­ной XVII века, обнаруживает свою удивительную современность, хотя авторы последовательно верны пер­воисточнику и не позволяют себе ни­каких модернизирующих содержание перестановок. Напротив, трехчасовой фильм сделан по законам классиче­ской экранизации, которая выдвигает своей основной целью максимальное приближение к литературному ори­гиналу. создание, масхольхо это воз­можно, его кинематографического эквивалента. Надо сказать, что ре­жиссура виртуозно преодолевает под­водные течения, неизбежные в такой крупной и трудоемкой работе. Дабы не утонуть в море литературного ма­териала, авторы — сценаристы и ре­жиссер — строго ограничили себя в разного рода описаниях, всегда тая­щих опасность потери драматизма. Исторический фок — речь Посполи­тая и ее борьба за национальную не­зависимость, становление польского самосознания — это дано скупо, зато выразительно, в приподнято-романтическом стиле, типичном для поль­ской художественной культуры. Основную нагрузку — драматургиче­скую, идейно-нравственную — несет линия хорунжего Анджея Кмитица и его невесты Оленьки. Этот сквозной сюжет — магнитное поле фильма, его бесконечно притягательный центр, к которому тяготеют все многочислен­ные линии киноромана. Малгожата Браунек в роли Оленьки и Даниэль Ольбрыхсхий в роли Анджея — великолепный актерский дуэт, цементирующий всю много­сложную постройку фильма» (СК, 1976.6).

Высоко оценивая этот фильм, знаток польского кино, киновед Ирина Рубанова (1933-2024) писала, что зритель видит на экране «темпераментное, красочное зрелище, полнокровные, очень разные характеры, чувства верные и мелочные, страсти низкие и возвышенные. Он видит также, что история здесь не просто компетентно и скрупулезно восстановлена в своем конкретном облике…, но и освоена, как родной дом, в чем, конечно, прямая заслуга режиссера. … В «Потопе» совместились черты разных фильмов: батальных и приключенческих, авантюрных и эпических, комедий и мелодрам. А разнобоя нет (снова заслуга режиссера) потому, что насыщенная событиями и зрелищностью, постановочно огромная картина светится восторгом благородной отваги, рыцарской мужественности, нетерпением подвига, жаждой приключения» (Рубанова, 1976: 5).

Примерно о том же писала и киновед Валентина Колодяжная (1911-2003): «Ежи Гофман с большим мастерством воспроизвел на экране оба героико-романтических романа Сенкевича «Потоп» и «Пан Володыевский». Поединки, лихие атаки, военные хитрости, осада крепостей, попойки и грабежи, страстная любовь и злодейство, самопожертвование и предательство, сплетенные воедино занимательной динамичной фабулой, развертывались в пышной и эффектной обстановке. … Основное в «Пане Володыевском» и «Потопе» – атмосфера подвига» (Колодяжная, 1974: 74).

Отзывы современных зрителей о «Потопе», как правило, позитивны:

«Эту картину я считаю самой большой удачей Гофмана: прекрасный подбор актеров, отличные режиссура и сценарий. … Лучший исторический фильм!» (Кактус).

«Роман Сенкевича я читал еще до выхода фильма и поэтому с нетерпением ждал, когда он выйдет в прокат, и фильм не обманул ожиданий. Грандиозное эпическое кинополотно с масштабными батальными сценами… И в главной роли я с самого начала представлял именно Ольбрыхского, поскольку в те годы это был, наверное, единственный польский актер, подходящий на такую роль» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров