«Горит плоскость». «Пожарная система не сработала, командир!». «Еще раз попробуй!». «Включил пожарную... Не включается, кран не открывается...» Слушал я эту запись с комом в горле: радиообмен вели люди, которым никто на всем белом свете не предрек бы, что счет жизней их шел на минуты...
Статья опубликована в газете ПРАВДА в среду, 20 декабря 1989 года:
Последний полет...
Указом Президиума Верховного Совета СССР орденом «За личное мужество» посмертно награждены члены экипажа военно-транспортного самолета ИЛ-78МД и группа военнослужащих воздушно-десантных войск, погибшие 18
октября 1989 года в районе Баку. Наш специальный корреспондент побывал в полку военно-транспортной авиации, где служили старший лейтенант Евгений Андреев (старший бортовой техник), прапорщик Александр Андрияш (старший воадушный стрелок), старший лейтенант Валерий Вологин (помощник командира корабля), майор Юрий Гавриков (начальник связи полка), старший лейтенант Алексей Гашимов (старший техник группы обслуживания), подполковник Фасхаддин Закиров (штурман полка), полковник Александр Калмыков (командир полка), майор Игорь Краюхин (инженер полка) и старший лейтенант Александр Пестерев (борт-техних по авиационно-десантному оборудованию)
В минувшем октябре, когда готовил информацию для "Правды" о той катастрофе над Каспием, сведениями располагал, честно говоря, скудными: пожар в районе левых двигательных установок, взрыв после удара самолета о воду, поисково-спасательные работы... Теперь эту картину можно воспроизвести в более полном объеме. Трагическую хронику шестнадцатиминутного полета сохранил «черный ящик». Его нашли в районе катастрофы...
Слушал я эту запись с комом в горле: радиообмен вели люди, которым никто на всем белом свете не предрек бы, что счет жизней их шел на минуты...
18.22.03—18.22.52 (время московское). Командир полка полковник А. Калмыков, пилотировавший борт № 76569, запрашивает взлет, получает от руководителя полетов разрешение, разгоняет тяжелую машину до скорости 270 километров в час и отрывает ее от земли.
18.23.22—18.23.59. Убираются шасси, закрываются створки, выключаются фары,
упираются закрылки.
18.24.07—18.24.58. Убираются предкрылки, скорость возрастает до 450 километров в час, командир докладывает о готовности к первому развороту. Полет нормальный.
18.25.02—18.25.53. Руководитель полетов дает «добро» на выполнение левого разворота с набором высоты 1.500 метров. Командир уточняет курс. Полет нормальный.
18.26.03—18.26.54. Переговоры с землей по уточнению дальнейших действий экипажа. Полет нормальный...
Полет нормальный, как сотни других... Спокойные, чуть искаженные шорохами, потрескиванием голоса. Они останутся спокойными до самого последнего мига. Мне говорили, что перед вылетом Калмыков звонил в полк своему заместителю, напоминал, что сегодня придут машины с бетоном, надо обязательно обеспечить его разгрузку и уложить... Вполне земные заботы. И вдруг...
18.27.43. Доклад воздушного стрелка А. Андрияша: «Командир, у нас левый двигатель горит!»
18.27.47. Полковник Калмыков: «Применить пожаротушение!» (команда на долю секунды опережает «железный» голос автоматического речевого информатора: «Пожар, я — борт 76569, пожар, я — борт 76569, пожар!»).
18.27.57. Доклад старшего борттехника Е. Андреева: система пожаротушения сработала...
18.28.00—18.28.58. Воздушный стрелок: «Командир, вижу пламя!» Применяются вторая и третья очереди пожаротушения. Помощник командира корабля В. Вологин докладывает руководителю полета о заходе на экстренную посадку на аэродром вылета.
18.29.00—18.29.53. Руководитель полетов: «Заходите на посадку, полосу вам освобождают». Воздушный стрелок: «Командир, пожар продолжается!» Речевой информатор: «Крен велик!.. Крен велик!»
Командир: «Сильно горит двигатель? Удаление от точки, штурман?»
18.30.03—18.30.58. Воздушный стрелок: «Да, горит очень сильно... Двигатель отваливается... Закрылки, закрылки горят!» Помощник командира корабля: «Так, закрылки не выпускаю». Командир: «Шасси выпустить!» Старший борттехник: «Шасси задние выпустились, передние — нет... Командир, аварийный выпуск надо применять». Командир: «Давай аварийно... Ну как там, потухло, нет?..»
18.31.00—18.31.53. Воздушный стрелок: «Да, командир, пламя уменьшилось, но
горит, перед крылом как будто, я не вижу...» Устанавливается по прибору атмосферное давление в районе аэродрома. Помощник командира корабля: «Я — 569-й, разрешите снижение?» Руководитель полетов: «Разрешаю! Стройте заход вправо». Помощник командира корабля: «Понял, вправо разрешили снижение, приступил к снижению...»
18.32.00—18.32.59. Командир: «Малый газ!» Старший борттехник: «Малый газ установлен». Командир: «Пожарный, санитарный посты, как положено...» Воздушный стрелок: «Командир, пламя снова...» Помощник командира корабля — руководителю полетов: «Прошу санитарную и пожарную на полосу». Старший борттехник: «Левая передняя стойка шасси не выпустилась, не до конца выпущена, командир». Командир: «Аварийно!»
Старший борттехник: «Аварийно выпускаю». Штурман Ф. Закиров: «Командир, доворачиваем вправо на посадку... вправо».
18.33.01-18.33.58. Уточняется курс. Воздушный стрелок: «Горит плоскость». Старший борт-техник: «Пожарная система не сработала, командир!»
Командир: «Еще раз попробуй!» Старший борттехник: «Включил пожарную... Не включается, кран не открывается...»
18.34.00—18.36.58. Командир: «Посадка без выпуска механизации, с голым крылом!» Старший борттехник: «Шасси выпустились». Командир: «Система пожаротушения?» Старший борттехник: «Пожарный кран перекрыт!..»
Да, полковник Александр Калмыков принимает ответственейшее решение: приземляться с «голым крылом», такого в практике полетов ИЛ-76 еще не
было. Хватило бы времени, совсем чуть-чуть! Быть может, именно об этом и думал командир корабля!.. Увы, они не знали и не могли знать, что провода системы управления пожарным краном уже перебиты оплавленными осколками дисков турбины... Нить жизни пятидесяти семи человек истончилась до предела. Дальше счет пошел уже на секунды.
18.37.03. Руководитель полетов: «569-й, влево пять (градусов) возьмите».
06. Воздушный стрелок: «Командир, крыло рушится, плоскость горит!»
13. Штурман: «Удаление—десять (километров)».
21. Командир: «Пожарный, санитарный пост».
23. Руководитель полетов: «569-й, контроль за высотой!»
39. Командир: «Борттехнику по АДО приготовиться к открытию дверей и люков!»
42. Руководитель полетов: «До полосы восемь. На курсе, 569-й»
45. Борттехник по авиационно-десантному оборудованию: « К открытию дверей
и люков готов!»
48. Командир: «Хорошо, по команде».
49. Речевой информатор: «Угол атаки уменьшить!»
58. Помощник командира корабля: «Командир, от себя!»
18.38.03. Руководитель полетов: «569-й, не снижайтесь, удаление шесть».
08. Речевой информатор: «Крен велик!..»
Это последние слова, которые легли на магнитную ленту. Потом — взрыв... Будь моя воля, переписал бы этот радиообмен на кассеты и отослал родственникам.
Мог ли быть исход этого полета иным, мог ли экипаж спасти пассажиров, себя, самолет? Не убывают вопросы. И это по-человечески легко понять. Выводы комиссии, созданной для разбора катастрофы, не дают повода для произвольных толкований: «Катастрофа произошла из-за нелокализованного разрушения двигателя № 1, повреждения топливной системы, возникновения пожара, что привело к потере несущих свойств крыла и его разрушению, невозможности благополучного завершения полета... Разрушение двигателя произошло в результате обрыва вала турбины низкого давления вследствие разрушения межвального подшипника».
Подшипник этот — из того трагического ряда, о котором сегодня хотелось бы напомнить. У него, подшипника, есть, что называется, фамилия, имя и отчество. Двигатель Д-30 разрабатывали в свое время пермские конструкторы. Именно из-за этого конструктивного дефекта в военно-транспортной авиации с февраля 1979 по сентябрь 1989 года досрочно сняли с эксплуатации десятки двигателей.
Сейчас, когда ИЛ-76 оказались «на приколе», идет тщательная проверка и в промышленности. Двигатель дорабатывался, это факт. "Однако представители ВВС считают, что доработки оказались малоэффективными. Ясно, что точку ставить рано. Слишком велик трагический крен...
Погибли люди. Подлинные профессионалы, которые любили свое дело большой, преданной и некрикливой любовью. Они достойно жили и точно так же вели себя в гибельной ситуации. Никто не схватился за парашют, хотя был
он у каждого из экипажа под рукой. Не сомневаюсь: никто ни на миг не забыл, что за спиной — с полсотни пассажиров.
Впрочем, предоставлю слово человеку, который точнее и лучше знает детали катастрофы, случившемся в небе над Каспием, — председателю комиссии генерал-лейтенанту авиации Е. Русанову.
— Хочу подчеркнуть,— сказал мне Евгений Александрович,— что действия экипажа в катастрофической обстановке были правильными. Командир
и экипаж сохраняли выдержку и мужество, до самого последнего момента боролись за спасение людей и самолета. Случившееся в небе с машиной фактически не имеет прецедента. И действия экипажа войдут в инструкции и наставления, которые будут изучать другие. Только цена такой науки недопустимо высока...
Рассказывают, что к месту катастрофы каждый день приходят люди и бросают на стылую морскую воду живые цветы. Подполковник В. КОРЖАВЫХ. (Спец. корр. «Правды»).
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.