Найти в Дзене

"Я встала, он взял чемодан и ушел. Так моя семья лишилась всех вещей"...

В апреле 2015 года на привокзальной площади Советска (бывшего Тильзита) появилась скульптурная композиция – три бронзовых фигуры возле паровоза: военный, его жена и сынишка. Памятник первым переселенцам. Первый эшелон с переселенцами прибыл в регион из Брянской области в августе 1946 года. Распределили их на жительство в Гумбиннен (нынешний Гусев). Поезда шли с желающими осваивать новые территории шли почти каждый день. Сам переезд я помню очень смутно, ничего особенного не произошло, а вот на вокзале мне запомнился случай. Меня оставили сидеть на единственном чемодане, подошел человек: «Девочка, ты сидишь на моем чемодане. Встань, я заберу его», - я встала, он взял чемодан и ушел. Вот так вся семья лишилась всех вещей. Некоторые были в таком шоке от увиденного, что, не распаковывая чемоданы, уезжали обратно. В целом, по ряду исследований, две трети приехавших вернулись домой. Но были и те, кто остался и начал все с нуля. По рассказам самих переселенцев, ехали сюда люди с разными судьб

В апреле 2015 года на привокзальной площади Советска (бывшего Тильзита) появилась скульптурная композиция – три бронзовых фигуры возле паровоза: военный, его жена и сынишка. Памятник первым переселенцам.

Первый эшелон с переселенцами прибыл в регион из Брянской области в августе 1946 года. Распределили их на жительство в Гумбиннен (нынешний Гусев). Поезда шли с желающими осваивать новые территории шли почти каждый день.

Сам переезд я помню очень смутно, ничего особенного не произошло, а вот на вокзале мне запомнился случай. Меня оставили сидеть на единственном чемодане, подошел человек: «Девочка, ты сидишь на моем чемодане. Встань, я заберу его», - я встала, он взял чемодан и ушел. Вот так вся семья лишилась всех вещей.

Некоторые были в таком шоке от увиденного, что, не распаковывая чемоданы, уезжали обратно. В целом, по ряду исследований, две трети приехавших вернулись домой.

Но были и те, кто остался и начал все с нуля. По рассказам самих переселенцев, ехали сюда люди с разными судьбами: кто-то потерял дом и у него ничего не осталось; кто-то потерял семью и на родине его ничего не держало, а кто-то хотел сменить климат и поверил в обещанные «шоколадные» условия жизни на новом месте.

И здесь мы в 1946-м щавель конский да лебеду — только их и ели. Только трава нас и спасла весной. Да картошку мерзлую собирали по немецким огородам, прям с землею

В городе Тильзит (Советск) поселилось 540 семей переселенцев. Кто-то остался навсегда и построил новую жизнь на чужой земле, которая стала родной. И создали то, что мы теперь называем родным домом.