Найти в Дзене

Оральная толерантность

Это то самое открытие, которое буквально у нас во рту, но его глобальная важность стала понятна лишь благодаря Нобелевским лауреатам. Давайте разберёмся, что это за феномен и за что именно дали премию. Каждый день вы завтракаете, обедаете и ужинаете. Ваша иммунная система сталкивается с триллионами чужеродных белков: из курицы, хлеба, яблок, йогурта. По всем законам иммунологии, она должна была бы прийти в ужас и начать атаку на эту «интервенцию». Ведь белки из еды — такие же «чужие», как и белки бактерий. Но почему этого не происходит? Почему мы можем спокойно есть, не страдая от постоянного воспаления в кишечнике? Этот феномен и называется оральной толерантностью — это способность иммунной системы «не обращать внимания» на безобидные антигены, поступающие через рот, и при этом оставаться боеготовной к реальным угрозам. А при чём тут Нобелевская премия? Давайте по порядку. Нобелевская премия по физиологии и медицине 2011 года была вручена троим учёным: Брюсу Бойтлеру, Жюлю Хоффману и
Оглавление

Это то самое открытие, которое буквально у нас во рту, но его глобальная важность стала понятна лишь благодаря Нобелевским лауреатам.

Давайте разберёмся, что это за феномен и за что именно дали премию.

Введение: Парадокс вашего бутерброда

Каждый день вы завтракаете, обедаете и ужинаете. Ваша иммунная система сталкивается с триллионами чужеродных белков: из курицы, хлеба, яблок, йогурта. По всем законам иммунологии, она должна была бы прийти в ужас и начать атаку на эту «интервенцию». Ведь белки из еды — такие же «чужие», как и белки бактерий.

Но почему этого не происходит? Почему мы можем спокойно есть, не страдая от постоянного воспаления в кишечнике?

Этот феномен и называется оральной толерантностью — это способность иммунной системы «не обращать внимания» на безобидные антигены, поступающие через рот, и при этом оставаться боеготовной к реальным угрозам.

А при чём тут Нобелевская премия? Давайте по порядку.

Часть 1: Три главных героя и их открытия

Нобелевская премия по физиологии и медицине 2011 года была вручена троим учёным: Брюсу Бойтлеру, Жюлю Хоффману и Ральфу Стейнману.

Их открытия, на первый взгляд, не про оральную толерантность напрямую. Они про то, как вообще работает иммунитет и как он принимает решения: «Атаковать или нет?». Оральная толерантность — это блестящее практическое следствие этих открытий.

Подробнее о работе этих замечательных ученых можно прочитать в статье про аутоиммунные заболевания нашего канала.

Часть 2: Магия оральной толерантности или «Как дендритные клетки учат миру»

Когда вы едите, дендритные клетки в слизистой вашего кишечника постоянно пробуют и анализируют всё, что проходит мимо.

Сценарий 1: Обнаружена бактерия.
Дендритная клетка через TLR-рецепторы понимает: «Это враг!». Она активируется, показывает лимфоцитам образец, отдавая команду:
«Враг! Запомните его и атакуйте!» Запускается иммунный ответ.

Сценарий 2: Обнаружен белок из пищи.
Сигнал «Тревога!» не поступает. Дендритная клетка остается в «спокойном» состоянии. Информация так же идёт к лимфоцитам, но совершенно другая:

«Внимание! Запомните этот образец. Это — СВОЙ. Никогда не атакуйте его.»

В результате вместо агрессии лимфоциты либо погибают, либо превращаются в «регуляторные T-клетки» — особые миротворцы, чья задача — гасить возможную воспалительную реакцию против этого безобидного антигена.

Это и есть оральная толерантность! Искусство иммунной системы целенаправленно игнорировать то, что не представляет угрозы.

Часть 3: Что бывает, когда толерантность ломается?

Представьте, что этот тонко настроенный механизм даёт сбой. Дендритные клетки по ошибке принимают безобидный белок за врага и натравливают на него лимфоциты.

-2

Что получаем?

  • Пищевая аллергия: Иммунитет решает, что белок арахиса или молока — смертельная угроза.
  • Целиакия: Агрессивный иммунный ответ на глютен, приводящий к разрушению слизистой кишечника.
  • Воспалительные заболевания кишечника (болезнь Крона, язвенный колит): Иммунитет сходит с ума и атакует собственные ткани кишечника, возможно, из-за сбоя в распознавании комменсальных бактерий.

Эпилог: Почему это Нобелевский уровень?

Открытия Бойтлера, Хоффмана и Стейнмана дали нам фундаментальный ключ к пониманию того, как иммунитет отличает друга от врага. Они показали молекулярную и клеточную основу этого процесса.

Оральная толерантность — это самый наглядный и важный пример работы этого принципа в реальной жизни.

Благодаря им мы теперь понимаем, что лечение аллергии и аутоиммунных болезней — это не просто «подавить иммунитет», а перенастроить его. Современные исследования направлены на то, чтобы с помощью тех же дендритных клеток или точечного воздействия на TLR-рецепторы заставить иммунную систему вновь проявить «толерантность» к тому, что она по ошибке возненавидела.

Так что, в следующий раз, когда вы будете спокойно есть яблоко или бутерброд, вспомните о гениальной работе дендритных клеток в вашем кишечнике — работе, за открытие которой дали самую престижную научную премию в мире.