Фильм "Скалолазы". В оригинале он называется "The Sound" ("Звук"), но наши локализаторы, как всегда, решили не перегружать зрителя лишними смыслами. Звук? Какой звук? В горах? Пф-ф, назовем просто — "Скалолазы". Спасибо, что не "Братва на вершине" или "Горько! в Альпах".
Что это такое? Это мистический триллер с элементами сурвайвала. Режиссер (видимо, большой фанат конспирологии) решил взять вайб нашей родной истории с группой Дятлова — ну, вы знаете: палатки разрезаны изнутри, непонятные травмы, НЛО, КГБ и йети — и перенести всё это дело в декорации Британской Колумбии. Завязка проста, как удар ледорубом: есть проклятая гора, есть кучка смельчаков (самоубийц) и есть древнее Зло, которое очень соскучилось по туристам. Звучит как идеальный план на вечер, чтобы потом бояться выключить свет в туалете.
Шестьдесят лет одиночества и один очень злой дух
История у нас тут многослойная, как хороший пуховик.
Всё начинается в далеком 1959 году. Именно тогда, когда случилась та самая трагедия на Урале. Совпадение? Не думаю. Сценаристы жирно намекают.
В канадской глуши, на одной очень живописной, но неприветливой горе, происходит ЧП вселенского масштаба. Группа альпинистов, полная надежд и комсомольского (или какой там у них в Канаде?) задора, погибает в полном составе. Причем погибает так странно, что патологоанатомы разводят руками, а полиция прячет отчеты в папку "Секретные материалы".
Правительство Канады, недолго думая, вешает на гору огромный амбарный замок (фигурально выражаясь). Гору объявляют закрытой зоной. Местное индейское племя согласно кивает головой и говорит: "Мы же предупреждали, это Запретная Гора, там вай-фай не ловит и духи злые".
Проходит 60 лет. Гора стоит, мифы копятся, блогеры строят теории заговора. И тут внезапно происходит сюжетный поворот: индейское племя, которое полвека охраняло этот морозильник с призраками, вдруг говорит: "А ладно, заходите!".
Серьезно? Что изменилось? Духам стало скучно? Бюджет племени просел и нужны деньги с туристов? Логика тут вышла покурить, но допустим. Однако, есть нюанс. У старейшин есть одно маленькое, но садистское условие.
Восхождение должно быть "чистым". Нет, это не значит, что нужно мыть руки перед едой. Это значит — никаких шлямбуров, никаких ввинчивающихся в скалу болтов, никаких анкеров. Только ты, твои пальцы и молитвы.
Для тех, кто далек от альпинизма: лезть на отвесную стену без страховки анкерами — это как играть в русскую рулетку, только пистолет стреляет не пулей, а гравитацией. Это повышает уровень опасности с "очень страшно" до "мама, роди меня обратно".
Естественно, тут же находится группа энтузиастов. Знаете этот тип людей в фильмах ужасов? "О, там всех убили 60 лет назад? Погнали проверим!".
Среди них выделяется парень по имени Брэд. У Брэда, как полагается по канонам драматургии, есть ТРАВМА. Он внук одного из тех альпинистов, что погибли в 1959-м. Брэд хочет "закрыть гештальт", почтить память деда и, возможно, найти его старый термос. Это придает истории тот самый личный, эмоциональный подтекст, который должен заставить нас переживать (спойлер: или фейспалмить).
Задача перед ребятами стоит амбициозная. Стена отвесная, почти 90 градусов. Лезть по такой стене без надежной страховки — это удел либо богов альпинизма, либо пациентов психиатрии.
Но главная проблема не в физике. Главная проблема в метафизике.
Местные легенды гласят, что на вершине живет не просто сквозняк, а древний, злобный Дух. Несколько сотен лет назад местные воины (видимо, первые канадские экзорцисты) загнали эту тварь на пик и заперли там.
И вот тут начинается самое интересное. Этот Дух — не просто пугало. Он умеет овладевать телами. То есть, пока ты висишь на кончиках пальцев над километровой пропастью, твой напарник может вдруг закатить глаза, заговорить на древнем языке и попытаться перерезать твою веревку, потому что в него вселилась какая-то древняя хтонь.
Так что нашим героям предстоит бороться сразу на два фронта:
- Гравитация, которая бессердечна.
- Невидимое Зло, которое хочет угнать их тела, как подростки угоняют тачку отца.
Все это должно (в теории) объяснить, что же случилось с группой 60 лет назад. Видимо, тогда кто-то тоже поймал "демона" вместо вершины.
Когда горы прекрасны, а сценарий ужасен
Пришло время сматывать веревки и подводить итоги. Фильм обещал нам коктейль из адреналина и мистики, а налил... ну, скажем так, теплой воды из лужи. По моему скромному (и очень злобному) мнению, это кино максимально плохое. Даже для категории "Б", где мы обычно готовы прощать многое.
Чтобы вы не думали, что я просто старый ворчун, призову "голос народа". Мой партнер по просмотру (человек с незамутненным кинокритикой взглядом) выдал базу, которая идеально резюмирует происходящее на экране:
Слушай, моменты, где они лезут по отвесным скалам, когда камера отлетает и показывает масштаб, где люди — просто букашки — это реально круто. Залипательно. Но вот эта "злая сущность" и попытки нагнать "магию легенд" выглядят здесь как клоун на похоронах. Абсолютно чужеродное тело.
И это — квинтэссенция всего опыта. В этой фразе — вся боль фильма.
Давайте разложим по полочкам.
Тут без вопросов, визуал хорош. В сценах восхождений фильм великолепен. Оператор явно знал свое дело: он мастерски передает опасность, высоту и ту самую холодную красоту гор. Это единственный аспект, где фильм работает и по-настоящему удивляет.
А вот все, что касается мистики, индейских легенд и пресловутого "звука", кажется приклеенным к красивому горному экшену дешевым канцелярским скотчем. Такое чувство, что снимали серьезную драму про выживание, а потом продюсер вбежал в монтажную и крикнул: "Скучно! Добавьте призраков!".
Я твердо верю, что каждый фильм имеет право на жизнь (даже если он очень плох). Но мне физически больно и тяжело понять одну вещь: каким ветром в этот проект занесло Уильяма Фихтнера?
Легенда "Побега", харизматичнейший актер... Его игра была, как всегда, на уровне, несмотря на ужасный сценарий и преступно маленькую роль. Он в этом фильме выглядит как мишленовский шеф-повар, которого заставили жарить чебуреки на вокзале. Это единственное светлое пятно в актерском ансамбле.
Про остальной каст, состоящий из новичков, сказать особо нечего. Актерская игра колеблется где-то на уровне плинтуса. Но, честно, винить их сложно. Когда твои персонажи принимают самые идиотские решения без тени сомнения или удивления, играть логику становится невозможно. Станиславский бы не просто вышел из чата, он бы удалил аккаунт.
Это кино про одержимость, но оно абсолютно пустое внутри. Я так и не понял сути этого аттракциона:
- Цель? Почему люди должны были погибнуть? Они профессионалы, но их мотивация сводилась к "ну, прикольно, давайте залезем".
- Конфликт? Они даже не пытались найти способ избавиться от проклятия. Они просто лезли, чтобы умереть.
- Сценарий? Сюжет представляет собой запутанный клубок событий, написанный человеком, который, кажется, искренне ненавидит скалолазание и далек от реалий альпинизма так же, как я от балета. Я ждал откровения. Я ждал поворота. Но... ничего.
Заключительная часть фильма становится невыносимо затянутой. Повторяющиеся диалоги, теории заговора, от которых вянут уши...
Я почти весь фильм задавался вопросом: "Почему у него такой низкий рейтинг? Вроде обычный проходной триллер".
А потом случилась КОНЦОВКА. И все встало на свои места.
В финале на вершине горы произошла полная, беспросветная фантасмагория. Особенно "доставило" (в плохом смысле) появление взлетающих на гору воинов-индейцев.
Это было выполнено при помощи спецэффектов уровня дешевого советского мультика или заставки к игре на Windows 95. Эти летающие пиксельные воины окончательно похоронили атмосферу триллера. Такое чувство, что концовку писал человек, который вообще не читал остальной сценарий.
"Скалолазы" — это фильм, который бездарно тратит свой единственный козырь (визуальную красоту гор) на абсолютно невнятный, нелогичный и плохо прописанный мистический бред.
Он оставляет после себя больше вопросов, чем ответов. Он не дает ни развязки, ни глубокого смысла, ни страха. Только недоумение и желание пересмотреть "Эверест", чтобы смыть этот привкус дешевой графики.
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!