Библейская история поста начинается не с ограничений в пище и не с внешнего подвига. Она начинается с движения навстречу Богу. Первый сорокадневный пост, о котором говорит Священное Писание, связан с Моисеем – тем, кому было доверено вывести народ из Египта и принять от Бога Закон. Он взошел на гору и провел там сорок дней и сорок ночей не в борьбе с телом, а в предстоянии перед Богом, в уединенной встрече, где все определялось не человеческой волей, а Божиим присутствием. Это было не бегство от мира и не отказ от жизни. Это было отложенное на время все второстепенное ради главного. Ради того, чтобы услышать, ради того, чтобы принять волю Божию, ради того, чтобы перестать опираться только на себя. В этом смысле пост – всегда не столько о том, от чего человек отказывается, сколько о Том, к Кому он идет. Сорок дней без пищи и воды – не демонстрация человеческой силы. Это знак полного оставления земных опор ради встречи, которая превосходит все земное. Когда Моисей сошел с горы, его лицо