В 8 лет ребёнок хочет не новую машинку, а целую вселенную, с помощью которой получает пропуск в мир сверстников и возможность создавать что-то своё. Расскажем в статье, как выбрать первый язык программирования с 8 лет и найти компромисс, если ребенок мечтает о Minecraft, а родители выбирают Roblox, или наоборот.
Кратко про особенности увлечений детей 8 лет
В этом возрасте происходит очередной кризис. Он связан со сменой авторитетов: мнение сверстников постепенно становится для ребёнка важнее родительского, и все больше хочется быть «своим» среди ровесников. Первоклассник может:
- Выразить личное мнение о каком-либо занятии с опорой на собственный опыт: если попробовал и понравилось, знает, что именно привлекло и почему интересно заниматься дальше.
- Определить хобби, зная свои сильные стороны: получается, я доволен, хочу развиваться.
- Найти своё место в группе сверстников: вижу людей с общими интересами, обсуждаю интересные темы, становлюсь участником группы.
Одновременно 8-летний школьник ещё очень близок к родителям, ему важно родительское мнение и похвала, а также контроль со стороны родителей, даже если свобода действий у него уже есть.
6 фактов про программирование для детей и его пользу
Некоторые родители переносят обучение программированию для детей на 1 класс. Учёба в школе уже начата и ребёнку понятно, что главная роль отведена ей. Но и увлечения от него никуда не уходят, а наоборот, иногда помогают учиться интересно. Самые популярные причины, почему программирование и восьмилетние дети отлично подходят друг другу – это:
- Возможность творить. Пытливый ум первоклассника легко направить в нужное русло, если дать ему возможность создать захватывающие миры, рассказать собственные истории и провести личные эксперименты.
- Совпадение видов деятельности. Игра ещё остаётся важной, но на первый план постепенно выходит учебная деятельность и желание изучать. Программирование совмещает оба варианта.
- Интерактивная среда. Ребёнок слишком любознателен, чтобы всегда только наблюдать. Программирование дает возможность создавать самому. Также школьник видит, что результат зависит от его решений и усилий.
- Развитие логического мышления. Программирование подразумевает, что большой цели можно достичь с помощью маленьких шагов. Если проходишь их правильно, то и результат будет запланированным. Ребёнок учиться анализировать и видеть закономерности, а также отмечать целостную картину процесса и взаимосвязи между его частями.
- Правильное отношение к ошибкам. Нахождение багов и их устранение – один их этапов работы маленького программиста. Это формируется ощущение, что ошибку можно исправить и в следующий раз сделать правильно.
- Повышение самооценки и мотивации. Ребёнку в 8 лет важно сразу видеть результат своих усилий. А то, что с помощью умения программировать он может создать что-то полезное для людей делает его в собственных глазах героем.
Программирование может стать для детей и родителей объединяющим и мотивирующим фактором, который поможет обеим сторонам развиваться, расти и лучше понимать друг друга.
Среда программирования для детей: схожесть Minecraft и Roblox
Обе платформы образовательные и содержат инструменты, которыми дети пользуются на кружках разной тематики и просто пригодятся в жизни. И Roblox, и Minecraft задуманы для детской аудитории и имеют такие общие черты:
- Блочная графика: программа создается с помощью соединения визуальных блоков, а не ввода текстового кода. Такой подход делает программирование интуитивным и понятным, а учитывая интерес детей к LEGO, ещё и узнаваемым и интересным.
- Отсутствие сюжета: ребенок самостоятельно решает, что и кого создавать, в каком сюжете играть и как действовать. Можно построить город или собственную страну, придумать интересного персонажа с индивидуальными способностями, характером и внешностью, определить свои правила игры.
- Самостоятельность решений. По ходу действия игровую среду можно изменять, пробовать разные варианты решений, чтобы прийти к цели.
- Социализация. Играть и создавать игру интересно, но ещё интереснее обсудить процесс с единомышленниками: что получилось, а что стоит ещё потренировать или попробовать по-другому; какие персонажи нравятся; какие события впечатлили. Если игру создает команда, то тренируется навык обсуждать, соблюдать правила, решать конфликты. Ребёнок находится в кругу «своих», в котором может делится знаниями, советовать другим и просить помощи, предлагать темы для разговора и полноценно участвовать в обсуждении самому.
Даже если программирование не станет профессией ребёнка, навыки, которые сформировались во время занятий в возрасте младшей школы помогут ему в жизни.
Minecraft или Roblox: опыт школы программирования для детей «Пиксель»
По распространенному мнению Minecraft развивает у детей пространственное мышление, а Roblox — логику. Разберём эту точку зрения подробнее на примере обучения созданию обеих игр.
Программирование в Minecraft
В нашей онлайн-школе дети учатся создавать свою игру во вселенной Minecraft. В обучении используется простой конструктор кода Code Builder, на примере которого ребята знакомятся с основами: ключевым агентом, блоками кода, координатами. Ключевой агент в данном случае — это оживленное существо — голем, с которым детям интереснее учиться. Потом маленькие программисты проходят функции, циклы, генерацию случайных чисел. После знакомства с основами ребят обучают программировать игровые события, использовать команды чата и условные конструкции, создавать постройки, инвентарь и другие увлекательные вещи.
В качестве проекта на основе Code Builder создается простая визуальная программа.
В результате ребенок может не только играть в Minecraft, но и «видеть» устройство бесконечного захватывающего мира из квадратных блоков (Minecraft иногда называют «цифровым лего»), который интересно исследовать самому или с друзьями и создавать самостоятельно.
Программирование в Roblox для детей
В нашей онлайн-школе дети учатся создавать свою игру во вселенной Minecraft. В обучении используется простой конструктор кода Code Builder, на примере которого ребята знакомятся с основами: ключевым агентом, блоками кода, координатами. Ключевой агент в данном случае — это оживленное существо — голем, с которым детям интереснее учиться. Потом маленькие программисты проходят функции, циклы, генерацию случайных чисел. После знакомства с основами ребят обучают программировать игровые события, использовать команды чата и условные конструкции, создавать постройки, инвентарь и другие увлекательные вещи.
В качестве проекта на основе Code Builder создается простая визуальная программа.
В результате ребенок может не только играть в Minecraft, но и «видеть» устройство бесконечного захватывающего мира из квадратных блоков (Minecraft иногда называют «цифровым лего», который интересно исследовать самому или с друзьями и создавать самостоятельно.
Не только компьютер: как найти баланс и не поссориться
Программирование, как и сами игры, захватывает, и ребенку иногда кажется, что времени было мало и он что-то не успел. Уроки по программированию для 8-летнего возраста в онлайн-школе Pixel длятся 90 минут. Этого времени достаточно, чтобы преподаватель объяснил тему, а дети поработали над проектом. Если ребенок занимается программированием дома, можно заранее спланировать, что он собирается сделать и рассчитать примерные временные рамки. Дети также обожают рассказывать о том, что создали. Если родитель не только контролирует, но и интересуется результатом, то программирование для детей и родителей даст общие темы для обсуждения и повысит мотивацию ребенка, потому что самые близкие люди будут частью его сообщества по интересам.
Вывод
Программированию под силу превратить сидение за компьютером во вдохновляющее и увлекательное путешествие. Дети 8-лет воспринимают мир как возможность создавать необычное и исследовать неизвестное. Это возраст, когда полученные навыки и знания в перспективе легко станут способом мышления и профессиональными компетенциями. А родители могут стать помощниками, частью интересов и главными мотиваторами.
Вопросы и ответы
Почему занятия программированием связывают с развитием логики?
Код всегда подчиняется системе и логике, даже если он состоит из простых блоков. Если ребенок занимается программированием, эта закономерность откладывается у него на подсознательном уровне, и он каждую задачу рассматривает, используя логику.
Как выбрать формат обучения?
Лучше обсудить этот вопрос с ребенком и принять решения, учитывая также знания о характере маленького программиста. Специалисты считают, что группа дает дополнительный опыт социализации. Но в любом случае лучше смотреть, в каком темпе комфортнее заниматься ребёнку, удобно ли ему подстраиваться или лучше идти по собственному маршруту.
Вам также может понравится:
Советы для родителей, как упростить онлайн-обучение для детей и сделать его интереснее
Уроки программирования для детей бесплатно