Carmina Burana, пожалуй, одна из наиболее знаменитых в мире кантат нового времени, правда известна она по большей части хором O, fortuna, который звучит на старте произведения и в финале. И рекламы, и зловещие репортажи или программы, и какие-то цирковые или танцевальные номера с налетом инфернальности очень часто сопровождаются этой музыкой. Недобрый статус закрепился за O, fortuna, между тем ничего особо потустороннего в тексте нет. Он, как и вся кантата, больше о судьбе обычного человека.
Об этом и многом другом рассказывал Ярослав Тимофеев перед исполнением, ибо я говорю о CB в рамках абонемента «Вещь в себе», который опять со мной в новом сезоне. Отдельно я, возможно бы и не особо интересовалась , потому что слушала ее буквально года четыре назад в исполнении гос каппеллы под управлением В. Полянского в «Зарядье», мне тогда все очень понравилось, но особо не соскучилась, не такое для меня это волнительное музыкальное переживание, чтобы частить.
Однако, увидев ее в абонементе «Вещь в себе», поняла, что самое ей там место. Какое-то абсолютно единичное, штучное произведение – ни у автора ничего даже близко столь же успешного и интересного не родилось, ни другие современные творцы не замахнулись повторить в подобном виде музыкальную иллюстрацию далекого прошлого ( тексты кантаты – средневековые, в основном даже забавные - про пирушки и пьянки или про любовь), потому что как будто бы время подобной музыки даже при жизни Орфа прошло. И «в себе» кантата, потому что имеет форму кольца в буквальном смысле, находишься внутри – и все вроде понятно, про что поют, зачем поют, а вынести из этого круга как будто бы ничего не можешь. Вход только через выход и наоборот. Дудочка или кувшинчик? Пока думаешь, что выбрать O, fortuna уже мигает красным: «покиньте помещение». Хоть и разложили все по полочкам, что нет никакой инфернальности в Кармине (кстати, ударение в этом слове на первый слог, Ярослав всех ошарашил этим фактом), а морочит этот хор, как самое первосортное зелье.
Забавно еще и то, что концерт этот проходил в канун Хэллоуина – праздника, который так хотят искоренить зачем-то (карнавальное зло ведь скорее способ побороть внутренние страхи). Но самое удивительное для меня лично то, что помимо концерта в рамках абонемента «Вещь в себе», кантату в КЗЧ исполняли и на следующий день - 1 ноября, а 2 ноября представили снова уже в Филармонии-2. И по крайней мере первый два дня был солд-аут!
Что это вообще такое? И снова вспоминается кольцо, только уже как будто из известной фэнтези-вселенной. Как будто кто-то зовет этих людей на концерты, шепча «моя прелессссть».
Я. Тимофеев рассказал, что 2 ноября CB много где в мире исполняют (только не поняла, привязана такая синхронность к чему-то конкретному или так вышло случайно). Попробовала посмотреть в поисковике, действительно в паре стран как будто бы исполняли, но самое интересное – 2-го ноября Carmina Burana в Москве еще и в ММДМ звучала!
Вот и думай, что это за явление, почему народ так тянется к этому прото-мюзиклу.
Лекция Тимофеева об Орфе и его главном хите, правда, была только в наш, вещьвсебешный вечер, но кажется ее запись можно найти в сети, не буду пересказывать.
В этот вечер меня одолела мысль о том, что по сути кантата в современной России может быть запросто срифмована с пабликом «Страдающее средневековье». Было бы забавно подыскать к каждому фрагменту подходящие картинки.
Основная певческая нагрузка приходится в кантате на хор, но есть номера и для солистов. В этот вечер ими были сопрано Мария Сардарян, баритон Константин Шушаков и тенор Ярослав Абаимов.
Сардарян была прекрасна и нежна, в одном из номеров соло сопрано (не подскажу точно название арии), слышались даже какие-то восточные ноты, это было вдвойне волнительно - красивая восточная девушка и музыка сошлись во всем.
Шушаков – не очень убедительно или просто слишком осторожно и тихо, но в целом нормально.
А вот Ярослав Абаимов взял – и опять поразил! У меня так не в первый раз: я иногда попадаю на какие-то произведения или партии, где у него получается хорошо, а иногда он ( на мой вкус, конечно) выдает настоящий исполнительский шедевр, ибо обладает еще и явным актерским талантом.
Вот тут его прочтение «Песни жареного лебедя» из блока о таверне просто вытолкнуло меня за пределы этого кольца. Это было так ярко, так страшно, так нестандартно, это было очень средневеково и в то же время даже авангардно. Ощущение, что это меня зажарили.
Капелла имени Юрлова – большие молодцы! Замечательно прокатили нас на этом колесе Фортуны со всеми остановками.
А вот оркестр мне в тот вечер сперва не особо понравился. Начало было какое-то, словно не подготовились, далее слишком явная радость ударных от возможностей развернуться, много фортиссимо, заглушение хора.
Потом как-то лучше дела пошли, люди успокоились и финальный хор был куда лучше интро. Даже любопытно, как перенесли кармино-бурановый марафон исполнители (правда 1 ноября тенор был другой, 2-го – снова Абаимов).