Найти в Дзене

Как закрывали Соборную церковь в Сапожке. Часть 2. Церковь мешает социалистическому строительству.

Согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8.4.1929 г. «О религиозных объединениях» церковные общины пользуются культовыми зданиями и имуществом с согласия местной власти. Если власть принимает решение использовать эти помещения для других целей, то она возвращает их себе. У верующих есть двухнедельный срок для обжалования решения во ВЦИК. По моему мнению, странное, заведомо трудно выполнимое условие, учитывая территорию страны и связь в то время. Сапожковская община попыталась полностью реализовать свое право на жалобу, надеясь на справедливость. Что из этого вышло? Сегодня в Сапожке Храма Успения Пресвятой Богородицы просто нет. Но в деле мы видим, что власть в отношении этой церкви использует привычный для любой власти метод. Она опирается на заинтересованность населения в данном решении. 1) Протокол N 1 от 18.1.1936 г. «Общего собрания Детского городка». В выступлении товарища Галкина говорилось о негативном влиянии церкви на народные массы, мешающему социалистическому строительс
Оглавление

Незадолго до окончательного разрушения.  Интересно, что построено в Сапожке из этого кирпича. Фото из открытых источников.
Незадолго до окончательного разрушения. Интересно, что построено в Сапожке из этого кирпича. Фото из открытых источников.

Согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8.4.1929 г. «О религиозных объединениях» церковные общины пользуются культовыми зданиями и имуществом с согласия местной власти. Если власть принимает решение использовать эти помещения для других целей, то она возвращает их себе. У верующих есть двухнедельный срок для обжалования решения во ВЦИК.

По моему мнению, странное, заведомо трудно выполнимое условие, учитывая территорию страны и связь в то время. Сапожковская община попыталась полностью реализовать свое право на жалобу, надеясь на справедливость. Что из этого вышло? Сегодня в Сапожке Храма Успения Пресвятой Богородицы просто нет.

Но в деле мы видим, что власть в отношении этой церкви использует привычный для любой власти метод. Она опирается на заинтересованность населения в данном решении.

Инициатива народных масс.

1) Протокол N 1 от 18.1.1936 г. «Общего собрания Детского городка». В выступлении товарища Галкина говорилось о негативном влиянии церкви на народные массы, мешающему социалистическому строительству. Большинство работников поддержало решение о закрытии (присутствовало 22 человека).

2) 13.1.1936 г. прошло собрание больницы. «Коллектив рабочих и служащих членов союза Медсантруд единогласно (35 человек) просят передать церковь под культурное учреждение»- театр или звуковом кино.

3) Из Протокола N7 от 2.1.1936 г. работников дошкольных учреждений (присутствовало 8 человек). Единогласно поддержали решение о закрытии Собора.

4) Протокол N3 студентов и педколлектива СПТ (я так понимаю, что это Сапожковский техникум, возникший на базе дореволюционного ремесленного училища) от 19.1.1936 года. После выступления председателя профкома т. Бычкова И. постановили: церковь как вредное старое учреждение, оставшейся от эксплуататорских классов, закрыть. Поддержали единогласно (338 человек).

5) Протокол от 18.1.1936 г. Сапожковского СНТ (присутствовало 15 чел.) Приняли решение просить о закрытии церкви и провести среди населения агитацию о вреде религиозного учения и добиться от них постановления о закрытии церкви в г. Сапожке.

6)17.1. 1936 г. Собрание при Сапожковской тракторной школе постановило: закрыть церковь и использовать его как «культурный очаг». Из 41 чел. присутствующих воздержались только 2, остальные проголосовали «за».

7) 13.1.1936 г. Собрание Сапожковского сушильного завода (40 чел.). Поддержали закрытие Собора.

8) 19.1.1936 г. пленум Сапожковского сельсовета принимает постановление (см.ниже).

-2

9) 13, 15 и 17 февраля прошли собрания жителей 1 участка (161 чел.), 2 участка 15 (335 чел.) и 3 участка (84 чел.), на которых тоже поддержали закрытие Соборной церкви.

Вот так планировалось использовать здание собора.
Вот так планировалось использовать здание собора.

Власть выполняет волю рабочих, советских служащих и учащихся.

1) 26.4. 1936 г. Московский областной Совет сообщал о закрытии храма и переоборудовании его под клуб, для чего выделялись 25000 рублей. Массовая работа по закрытию церкви проведена. Указывалось, что из 4 церквей закрыты 2, а еще одна, хотя и работает, но половина ее помещений засыпана зерном.

1) 15 марта 1937 г. В справке Райсполкома сообщается, что ссыпка зерна в Соборной церкви была проведена по договоренности с церковным советом в 1935 году до февраля 1936 г. Потом продлили договор до мая 1937 г. Но возвращена она верующим не будет, так как будет использована под клуб. Уже составлены план и смета. Две другие церкви используются как склад зерна коопхоза и ремонтная мастерская МТС (Машино-тракторная станция). Причем здание одной из церквей еще в 1933 г. (название не называется-О.Н.) продано коопхозу за 10000 руб. И эти деньги уже переведены в Госфонд. Таким образом, верующим остаются еще 2 церкви (хотя одна из них наполовину продолжает быть засыпана зерном), что должно хватить, так как в селе проживает 3000 человек.

3) 19.12. 1936 г. «Ходатайство Сапожковского Райсполкома о закрытии церкви в селе Сапожок» напоминает, что с предметами культа следует поступать согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8.4. 1929 г. Кроме того, существует ходатайство граждан города Сапожка. Поэтому ничего не мешает использовать храм в качестве клуба, дав верующим гражданам время для обжалования решения.

4) Справка сельсовета города Сапожка сообщает об источниках формирования технической сметы 25000 рублей на оборудование Соборной церкви в клуб физкультуры: «1) сбор на культурное строительство-11000 руб., 2) от самообложения 9000 руб. 3) имеется в наличии материал на сумму 5000 рублей.

5) 3.9.1936 г. Из Протокола заседания Президиума Сапожковского Районного ВЦИК от Пленум просит утвердить решение о закрытии Соборной церкви.

Таким образом, итог известен. Справка прилагается.

-4
-5