"Ребёнок недопонимает. Вроде умный, красивый и учится не совсем уж плохо, а все равно что-то не то, как-то вроде не так. Да, по сочинениям у него не очень, и пишет он их с большим трудом, но не всем же быть писателями. Зато с ошибками как хорошо, ни одной запятой не пропустит и все буквы на месте. По сути ведь все мы разные и каждый имеет право на свои особенности."- Так рассуждают многие родители. И все было бы ничего. Буквально каких-то 20 лет назад в школе можно было сдать устный экзамен и спокойно идти дальше в профессиональные сферы, но введение ОГЭ и ЕГЭ все поменяло. Теперь сочинения требуются куда чаще и проблема вдруг стала всплывать на поверхность. А вместе с ней оказалось, что не только сочинения ребёнок писать не умеет, но и речь научную и сложную понимает с большим трудом. Там где требуется сложить цифры и решить формулы он справляется без труда, но стоит замудрить строчку в учебнике, как он плывёт. И куда же поступать? В технических ВУЗах нужно понимать задание, а гуманитарных нужно самому эти задания создавать. Ребёнок вроде как-то поступает. Да, сочинение завалил, но хватило его грамотности, вытянул и прошёл, пусть не на бюджет, но поступил. А вот учиться с таким набором ему крайне тяжело. Многие подобные дети вылетают с 1-2 курса университета. Кто-то приспосабливается и как-то заканчивает. Но при этом все равно кажется словно ограниченным. Книги художественные не читает, фильмы смотрит крайне примитивные с простыми диалогами, в общем явно не тот образ получается на который родители надеялись. И пассию себе выбирает с подобными интересами, уж слишком простую и приземлённую, с наглядным и товарно-денежным, потребительским отношением и к нему и к жизни. А почему все так? Родители ведь люди совсем иного сорта, и образование у них приличное и интересы и взгляды и позиция, а ребёнок словно и не рос в подобной среде. «Природа отдохнула», но почему здесь, почему именно на их ребёнке?"- достаточно частый и вроде вполне простой запрос к психологу. И достаточно частое бытовое явление, наблюдаемое во многих семьях. Вот только ещё лет 20 назад объяснения ему дать не могли, а сейчас ответ вполне доступен и лежит на поверхности. Кто виноват что ребенок "не получился"? Открою Вам страшную тайну - виноваты тут сами родители, что не выявили и не исправили нарушения процесса мышления вовремя!
Долгое время общество делило людей на два лагеря. Дур.. и нормальный. Дур... считались те, кто не способен вести обычный образ жизни, часто в них вписывали людей с теми или иными грубыми формами психических заболеваний. Статуса "дур..."-боялись как огня. Поэтому психологов и психиатров обходили стороной. Считалось, что слабоумие в принципе не лечится и если уж тебя в такие записали, то уже точно не отмоешься. Поэтому все пограничные формы расстройства как могли вуалировали, считая что проще их списать в систему "природа отдохнула". И природа отдыхала по-разному. На ком-то вполне серьёзно, и человек даже жил со статусом лёгкого УО не диагностируя и не подтверждая его. Жил вполне себе нормально, получал профессию, заканчивал среднее образование и строил семью. А были и иные случаи, когда развитие шло словно неравномерно. В одном месте, например в грамотности или в решении примеров такой человек мог показывать чуть ли не гениальные способности, но при этом общий кругозор имел скудные и никак не мог завести семью и выстроить отношения с окружающими. Будто в нем одном сидели сразу две личности - гениальный математик с прекрасной логикой на цифры, и нулевой логический практик не способный воспринимать и понимать логические суждения из жизни, не читающий и не развивающийся, гробящий свою реальность на корню.
Современная нейропсихология может чётко выявить и объяснить проблемы восприятия, что дали ту или иную картину отставания. Не только объяснить но и постараться поправить их.
Достаточно часто на приём приходят дети, проседающие в возможности составления пересказа параграфа, проседающие в системе понимания литературных произведений и написания сочинений, страдающие от сложностей с решением математических задач. И эти дети как-то тянут программу на 3-ку аш до 8 класса, до того момента, когда вопрос с ОГЭ не начинает вставать жёстко. Вот тогда-то они и идут ко мне. Я открываю свои диагностики в разрезе семантики чтения и семантики слышимого потока и начинаю тестировать таких детей. Вопросы чаще всего не сложные.
Например, такая задача: «Автомобиль ехал в деревню. По дороге он встретил три грузовые машины, что ехали ему навстречу. Сколько машин приехало в деревню? Или вот ещё пример: Два музыканта играли на скрипке два часа, сколько времени играл каждый музыкант»? - Вроде элементарные бытовые задачи. Но как не странно многие дети начинают на них буксовать. - Эти задачи взяты из медицинской диагностики нарушений восприятия слышимого потока разработанные НИИ МОНИКИ ( кафедрой неврологии при клинической больнице).
А вот другое задание - прочитай текст и дай ответы на вопросы.
В связи с острой необходимостью поправить дела семейного предприятия Иван Карлович изъявил чёткое и ясное намерение жениться. По обыкновению того времени в таких случаях стоило выбирать в спутницы даму высокого социального положения, однако у нашего жениха на сей вопрос были иные взгляды. Пассии с подобным статусом пугали его, ибо нрав и требования имели положению под стать. Именно поэтому герой наш смотрел не сколько в сторону их, сколько в сторону жены попроще. Годной для управления домашним хозяйством и создания атмосферы душевного уюта, того, что ему так не хватало холодными вечерами.
Нужно ли было Ивану Карловичу жениться?
Он открыто говорил о намерении жениться?
Какую даму сердца сулило ему общество?
Был ли он готов жить с подобной женой?
Какую супруг он хотел выбрать себе?
Какие качества он искал в жене?
Чем желаемая им жена отличалась от той, что ему требовалась?
Как ты думаешь с какой супругой он был бы более счастлив, с той что хотел или с той что необходима?
Могла ли желаемая жена удовлетворить реальные потребности Ивана Карловича?
Данное задание разработано мной лично и предназначается для детей старше 12 лет. Обычно я даю его не в самом начале коррекционного маршрута, а скорее уже после полугода работы. К сожалению практически ни один мой пациент в принципе в начале коррекции подобный уровень взять просто физически не может. Начинаем мы с уровня простых задач, и постепенно выходим на понимание вот таких сложных конструкций, богатых архаической логикой.
Подумайте, что объединяет задачи выше и текст ниже? Ответ достаточно прост, их объединяют слова -шаблоны сложной семантической нагрузки. Ехали навстречу - понимание того, что раз навстречу значит проехали мимо. Играли два часа на концерте - значит играли в течение этого времени. Ну и возьмём шаблоны из сложного текста, тут они просто в изобилии поправить семейные дела, высокое социальное положение, иные взгляды, требования имели под стать, смотрел сколько в сторону и так далее. Можно было заменить семантические шаблоны текста на более простую формулировку: Иван Карлович нуждался в деньгах, ему надо было бы жениться на богатой, но такая жена его пугала, и он искал попроще и более кроткую и душевную. -Вот только эта перефразировка должна была сформироваться и прозвучать в голове у самого ребёнка. Перефразировка базируемая на связке сцепке сложных шаблонов с простыми, и самое главное в последствии ребёнок должен и охватить основную мысль могла ли кроткая и простая супруга, без капиталов поправить финансовые дела данного жениха?
А теперь главный вопрос как исправлять подобные нарушения? Исправляются они введением сложных семантических шаблонов. На самом деле на данный момент я располагаю уже 3 мя курсами уроков написанными мной лично. Первый курс начинается с азов, для сложных деток от 4.5 лет, которых нудно разговорить и научить пользоваться и выстраивать простые логические суждения. Первые 11 уроков данного курса я планирую выложить к Новому году. Всего в курсе более 100 уроков. И уже в данном курсе я начинаю вводить первые простые семантические шаблоны логического понимания. Вводить и оттачивать. Особенно наглядно это проявляется в формировании понимания и решения математических задач. А так же введение разбора простого текста для пересказа. Вторая программа отведена для детей с высокофункциональным аутизмом, что много знают , иной раз знания у них энциклопедические, но оперировать этими знаниями они не могут. В данной программе уже более 50 уроков. Данная программа строилась на методиках по работе с афазией, но в какой-то момент я поняла, что не смотря на то, что со стороны такой ребёнок кажется достаточно развитым, он не может взять вот этот уровень самого построения суждения. Пришлось мне детей идущих по данному маршруту вернуть на маршрут первой программы, первых вводных уроков, полных картинок. Они прошли их достаточно быстро, но логика суждения вдруг начала появляться! Они перенесли её на сложные задания из логопедии для взрослых и дело пошло. Третья программа для детей от 12 лет и старше, там сейчас под 40 уроков. Эти дети, чаще всего подростки, максимально развиты и естественно ни в каких картинках и выстраивании простой логики не нуждаются, им просто нужно добрать вот эти семантические шаблоны. По ним мы начинам с математических задач из начальной школы, и постепенно выходим на тексты, подобные примеру выше. Я только-только начинаю формировать и выкладывать данные программы. Начнём с основной, так как она нужна большому количеству детей. Думаю, что постепенно дойдут у меня руки выложить программу и для взрослых деток, самое главное что уроки есть и созданы. Но пока все это не произошло дам пару практических советов для родителей.
1 момент. При чтении задачи никогда не рисуйте схемы. Описанная выше патология является патологией именно слышимого потока. Чаще всего, когда подобный ребёнок пытается нарисовать схему он начинает выхватывать цифры из написанного. Если в начальной школе схема у него действительно получается, то уже к пятому классу, когда появляются сложные задачи на сближение и удаление, нахождение части ребёнок начинает дико проседать. Именно поэтому сначала разбираем задачу устно и на слух, и только полностью разобрав и проговорив можно нарисовать её схему.
2 момент. У взрослых семантика текста дается от целого. Сначала взрослый с поражением мозга находит основную мысль: Иван Карлович не мог своим желанием решить свою проблему. А затем уходит к частному какую жену он хотел, а какую нужно было. Начинает уточнять детали. С детьми к сожалении этот маршрут совершенно не работает. Детям я советую изучать текст по предложению, постепенно сводя логику умозаключения на базе коротких суждений. Что хотел Иван Карлович? Как он реализовывал своё желание? Что рекомендовало общество? Почему по детям именно так. Взрослые с поражение мозга имеют остаток связки - сцепки они недопонимают не все сложные шаблоны, а только их часть. А вот наш ребёнок чаще всего данных шаблонов не знал и не имел, ему их нужно создавать обволакивая логикой. И только в самом конце спрашивать основную идею прочитанного текста.
А теперь про то поддаётся ли данный недуг коррекции? Поддается однозначно. У меня была очаровательная девочка 14 лет. После трёх месяцев занятий она торжественно объявила мне, что по математике ей начали ставить тройки и даже поставили одну четвёрку. Тогда я не совсем поняла её радость и переспросила: "А тройка - это хорошо или плохо"? На что она ответила мне, что тройка - это отлично, до этого у неё практически не было троек и они для неё как праздник. Бедный ребёнок, подумала я, и как они умудрились учиться с таким набором проблем и оценок. Вообще данная девочка очень хорошо и быстро пошла, от полного непонимания простых задач до вот таких сложных текстов про Ивана Карловича.
Так что не опускайте руки и занимайтесь с детьми, а я постараюсь в максимально короткие сроки выложить материал и задания для работы.
Я в социальных сетях.
ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups
Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova
МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.