1960 год
Жизнь «Аракса» закончилась трагически. В сентябре 1988 года он был переименован в «Михаила Чеботарева». Затем, в феврале 1993 года, вовремя дележа «Аракс» отошел к ОАО «Донречфлот». В 1994 году порт приписки теплохода уже Калининград. В 1997 году новый судовладелец ООО «Адеми», порт приписки тот же. И, наконец, 31 июля 2003 года, в Омельянов день, когда на Руси топили бани, чтобы смыть с себя страдную грязь, и родился герцог Бургундии Филипп III Добрый, при стоянке «Николая Чеботарева» на реке Переголя в Калининграде на борту происходит пожар. «Калининградская область, 31 июля 2003 года, 21.32. Пожарные локализовали огонь на теплоходе «Михаил Чеботарев». В настоящее время специалисты в газодымозащитных костюмах разбирают завалы на КОРАБЛЕ. Как отметил ИА РЕГНУМ источник в Управлении противопожарной службы Калининградской области, жертв удалось избежать благодаря четким действиям персонала плавучей гостиницы. Всего с КОРАБЛЯ было эвакуировано 15 человек. Судно восстановлению не подлежит. Сейчас центр Калининграда окутан едким дымом». (ИА Регнум). Сгорел наш «Аракс» на чужбине, но, слава Богу, без человеческих жертв.
***
***
10-го февраля приказом по пароходству объявлено, что с 22-го февраля 1960 года ВДРП переходит на семичасовой рабочий день, включая сюда и плавсостав.
***
В феврале в ВДРП ведется обычная подготовка к пропуску весеннего паводка 1960 года (приказ№ 15 от 18.02.1960 года).
***
22-го февраля пароходство выручает Ростовское-на-Дону Речное Училище – передает на баланс училища с баланса УРСа ВДРП новую механическую картофелечистку стоимость 1384 рубля 80 копеек. Свою родную картофелечистку курсанты по случаю сломали.
***
29-го февраля появился приказ об обязательных для всех сотрудников ВДРП прививках против кишечных инфекций, и, как и в прошлом году, временем прививок назначены апрель и май месяцы.
***
17-е марта, приказ по ВДРП № 34. Суда ВДРП, после приемки их в эксплуатацию после зимнего судоремонта и отстоя, должны получить от бассейновой или линейной санэпидстанции «Судовое санитарное свидетельство» по установленной форме сроком на 2 года. Поэтому в приемную комиссию должен быть включен представитель санитарной службы Водздравотдела.
***
Открытие навигации 1960 года в Донском бассейне началось на участках:
- Азов – Жданов 29-го марта
- Азов – Романовская 26-го марта,
- устье Северного Донца – Каменская 28-го марта,
- устье реки Маныч – Пролетарская 31-го марта,
- Цимлянский порт – Калач 05-го апреля,
- Лиски – Базки 03-го апреля,
- Базки – Калач 02-го апреля,
- Воронежский эксплуатационный участок 06-го апреля.
***
04-го апреля 1960 года начальник ВДРП, приказом № 152, запретил продажу крепких спиртных напитков: водки, коньяка, старки и др., на дебаркадерах пристанях и пассажирских судах. Согласно этому приказу в вышеуказанных местах можно было наслаждаться вином, пивом, слабоградусными напитками, минеральными и фруктовыми водами.
***
19-го апреля грузовой теплоход «Холмск» (капитан Савенко Ф. И.) следовал рейсом Ростов – Горький с грузом угля по Сталинградскому водохранилищу. В 18 часов на вахте 1-го штурмана товарища Мельникова Н. Н. обнаружилось пригорание контактов магнитной станции рулевого устройства, и управление было переведено на ручное. После устранения недостатка вахтенный 1-й штурман Мельников Н. Н. повел теплоход полным ходом в 150 метрах от берега, дав указание рулевому переключить рулевое управление с ручного на электрическое. Рулевой, выключив ручное управление, не смог включить электрическое, и судно оказалось лишенным управления. Руль под действием струй воды идущего полным ходом теплохода самопроизвольно переместился влево на 25 градусов, и судно быстро покатилось в сторону берега. Товарищ Мельников Н. Н., не убавляя хода, сам безуспешно пытался включить электрическое управление, а затем из рубки перевести работу правой машины с «полного вперед» на «полный назад». Теплоход, лишенный управления, с полного хода пришел форштевнем в каменистый яр правого берега в районе 34-го ходового знака, получив большие повреждения корпуса. «Капитан т/х «Холмск» товарищ Савенко Ф. И. не осуществил необходимого инструктажа штурманского состава и не организовал экипаж на обеспечение безаварийной работы судна».
***
23-го апреля 1960 года п/х «Челекен» под управлением капитана Павленко А. С., буксируя методом толкания вниз груженную песком баржу № 1078, неправильно заправился в Нижне-Поречное колено и посадил баржу на правобережную отмель за судовым ходом. Зная, что уровень воды в реке падает, капитан п/х «Челекен» Павленко А. С. не доложил диспетчеру движения о случившемся, не запросил помощи и, вместо того чтобы организовать снятие баржи № 1078 с мели, оставив ее в аварийном состоянии, без разрешения диспетчера отправился в Ростов для забора топлива. Уровень в реке быстро падал, и корпус баржи, стоявшей на мели, получил перелом.
Наряду с вышеуказанной аварией, 26-го апреля 1-й штурман п/х «Челекен» товарищ Батаков П. А., следуя вверх с баржами № 1177 и № 3019 через створ Кочетовской плотины, несмотря на имеющиеся здесь в это время скорости течения, превышающие скорость движения состава, не произвел расчалку и повел состав через плотину, чем грубо нарушил местные правила. Состав провести через плотину не удалось, счалы порвались, и была создана угроза возникновения большой аварии.
***
05-го мая портовый буксир-ледокол «Фанагория» был выведен из эксплуатации для переоборудования на жидкое топливо.
***
«ПРИКАЗ № 120
НАЧАЛЬНКА ВОЛГО- ДОНСКОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА
16 мая 1960 года, г. Ростов-на-Дону.
Во исполнение приказа Министра речного флота № 38 от 15-го марта 1960 года, для организации эксплуатационной деятельности Усть-Донецкого порта,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальникам служб и отделов управления пароходства в 5-дневный срок выслать в Усть-Донецкий порт соответствующие руководящие материалы Министерства речного флота, бланки, формы отчетности и инструкции по их заполнению, а также оказать порту практическую помощь в этой работе.
2. Начальнику Заготснабконторы товарищу Рогозину организовать плановое материально-техническое снабжение на эксплуатационные нужды.
3. Передать на баланс Усть-Донецкого порта:
- с баланса пристани Семикаракорской плавучий кран РМЗ № 37 грузоподъемностью 3 тонны, стоечную баржу № 205, дебаркадеры № ВДМ-25-42 и № ВДМ-25-46,
- с баланса РЭБ «Красный Флот» рейдово-маневровый катер «РБТ-18»,
4. И. о. начальника Усть-Донецкого порта товарищу Винокурову:
- на договорных началах со Строительным участком Волгодонстроя принять выполнение погрузо-разгрузочных работ.
5. Приписать к Усть-Донецкому порту пристани: Апаринская, Нижне-Кундрюченская с передачей на баланс порту всех строений, имуществ, инвентаря и других материальных ценностей данных пристаней.
6. И. о. начальника планово-экономического отдела товарищу Подольной и начальнику финансового отдела товарищу Абрамовой:
- внести необходимые изменения в финансовых планах Усть-Донецкого порта и соответствующих предприятий,
- на июнь месяц 1960 года установить Усть-Донецкому порту план погрузочно-разгрузочных работ.
7. Ликвидировать диспетчерский пункт на шлюзе № 2, а операторский пункт пристани Краснодонецкой перенести на пристань Усть-Быстрянская.
8. Для оперативного руководства обработкой флота в Усть-Донецком порту, начальнику ЛТУ связи товарищу Стародубцевой, и и. о. начальнику Усть-Донецкого порта товарищу Винокурову решить вопрос об организации связи в помещении диспетчерской порта.
9. Зам. Начальника пароходства товарищу Субботину Н. Ф. и и. о. начальнику Усть-Донецкого порта товарищу Винокурову Н. М. укомплектовать штаты управленческого, производственного и обслуживающего персонала порта для обеспечения производственно-финансовой деятельности порта и трудоустроить высвободившихся диспетчеров шлюза № 2.
НАЧАЛЬНИК ПАРОХОДСТВА АНДРЕЕВ».
Усть-Донецкий порт закончен своим строительством и вошел в состав ВДРП, как работающее предприятие.
***
По выходу в навигацию 1960 года 22 судна типа «Большая Волга» уже были оборудованы ДАУ, но использовали полноценно ДАУ только 5 судов – на остальных судах требовалась регулировка этой системы. 11-го июля начальник пароходства настоятельно требовал ускорить процесс регулировки, так как нужно было увеличивать производительность труда на этой группе судов путем сокращения экипажей.
***
11-го июня начальник пароходства распорядился до 15-го июня, в целях улучшения перевозок экскурсантов и отдыхающих и создания наибольших удобств для пассажиров, построить причалы в Ростове, Азове и на Кампличке, а также закрепить 9 теплоходов типа «ПС» для перевозки отдыхающих на Горпляж, Чемордачку и Аксай и в выходные дни выделять в распоряжение пассажирского диспетчера 1 полуглиссер. Что касается Азова, то для указанных выше целей предполагалось из барж Аксайской РЭБ оборудовать причалы на острове Джулка и для перевозки отдыхающих на этот пляж закрепить два «ПС».
***
20-е июля, приказ № 1 (путевой). При подготовке пассажирского теплохода ВДРП к рейсу в Сталинграде официантки Тюрина, Тоторенко и Дублякина, а также посудницы Кобоз и Прудникова отказались принимать участие в уборке теплохода, хотя ресторан в течении двух предшествующих суток не работал и в ближайшее время работа его не предвиделась. Указанные выше лица были списаны с теплохода и направлены в распоряжение УРСа ВДРП для использования на береговой работе.
***
16-го августа 1960 года начальник пристани Аксай товарищ Яманов, без согласования с руководством Ростовского порта, а также и пароходства, отпустил кассира Колесникову А. А. в полуторамесячный отпуск. На день ухода кассира был составлен акт о наличии билетов, якобы, находящихся у Колесниковой А. А. в подотчете. Акт составила Колесникова А. А. и подписал его товарищ Яманов, причем в пароходство акт не был передан. Порядочно отдохнув, Колесникова А. А. из отпуска не вернулась и к работе не приступила. В связи с таким неприятным событием, в присутствии начальника пристани Яманова и приемосдатчика Денисова В. А., была вскрыта касса Колесниковой А. А., и при сличении финансовым отделом пароходства оказавшихся в кассе билетов с данными материального учета билетов и бланков строгой отчетности по пристани Аксай была установлена недостача 34779 билетов на сумму 13981 рубль 80 копеек в масштабе цен 1961 года. Интересно то, что в период ревизии в июне месяце 1959 года и при ревизии в июне 1960 года недостачи и излишков в кассе не было. Материалы на кассира Колесникову А. А. были переданы в прокуратуру.
***
С 01-го октября грузоподъемность судов «Цимла», «Маныч», «Донец», «Сура», «Урал» и «Двина» увеличена до 700 тонн, против первоначальных 600 тонн.
***
С 10-го октября 1960 года, согласно приказу ВДРП № 317/163 все работники ВДРП обязаны были привиться от гриппа.
***
13-го октября 1960 года первое судно на подводных крыльях ВДРП «Ракета-12» отправилась в свой первый рейс из Ростова до Константиновской.
***
15-го октября закончились разбирательства причин порчи, утраты и пересортицы грузов при их обработке портах ВДРП. Разобрались откуда растут ноги у убытков. Оказалось, что, в Ростовском порту при перевалке рудстойки с воды на железную дорогу, вследствие неплотной укладки, имел место недогруз вагонов. Наблюдались факты, когда вагоны до половины загружались рудостойкой навалом с пустотами, а затем, после загрузки половины вагона, начиналась производиться нормальная укладка леса. А в результате получилось, что порту пришлось оформлять досылку леса – свыше 600 вагонов различным получателям. Кроме того, наблюдалась пересортица рудничной стойки при выгрузке с судов и погрузке в вагоны – сепарация груза грубо нарушалась. И сроки доставки рудстойки нарушались – на 01 октября в Ростовском порту все еще находилось 14000 тонн рудстойки, прибывшей в порт в июле и августе.
Плохо обстояло дело и с перевалкой шпал и пиломатериалов в Ростовском порту. Прибывший в Ростов «пиломатериал в пакетах» был в «разбросанном виде» выгружен на штабеля рудстойки. Да и шпалы выгружали на причал без повагонной сепарации – все в кучу. Примерно такие же недостатки при обработке лесных грузов имели порты Азов и Цимлянский.
В навигацию 1960 года были убытки и по перевозкам угля. Так, 13 августа при выдаче угля Веселовскому РПС, прибывшему на барже № 318, оказалась недостача в 7,5 тонн угля марки АМ, по барже № 324, прибывшей в адрес Константиновского РПС – недостача 2,5 тонны и т. д. Все эти недостачи объясняются бесконтрольностью со стороны шкиперов при погрузке угля с вагонов на баржи – груз принимался по вагонному весу без проверки по осадкам.
Дела с грузами большой скорости продолжали оставаться исключительно неблагополучно в следствие больших задержек с отгрузками получателям на железную дорогу. Так тестомесильные машины в количестве 8 штук общим весом 4,5 тонн (назначением на Луганск) находились в порту с 13 мая по 12 сентября, а электроплиты, также назначением на Луганск, ожидали отгрузки с 25-го мая по 4 сентября. И кабель, всего-то 315 кг, назначением на ст. Должанскую, задержался в порту на 5 месяцев. И где же здесь большая скорость? Всего в Ростовском порту по состоянию на 1-е октября ожидало погрузки на вагоны 1100 тонн тарно-штучных грузов, при этом склады были забиты, и порт отказывал клиентам в приеме грузов большой скорости, что вело к невыполнению плана по переработке этого вида грузов.
Плавсостав также внес свою лепту в общее количество браков в работе. Так, при приемке чугунных рам в Горьковском порту грузовой помощник капитана т/х «Ровно» Зеленский не обеспечил должный осмотр принимаемого груза, при выгрузке которого в порту Ростов обнаружился бой нескольких рам на сумму убытка в 3372 рубля. На т/х «Бобруйск», при выгрузке в порту Рыбинск, обнаружена подмочка зерна, произошедшая по вине команды.
В эту навигацию крайне неудовлетворительно оформлялись транспортные документы. На лицо были также убытки от порчи и утери грузов при зимовке судов в груженном состоянии. Словом, над сохранностью перерабатываемых грузов нужно было еще много работать.
***
9-го ноября, по окончании выгрузки баржи № 626 необходимо было переставить ее ниже по течению для освобождения причала. Команда т/х «БТ-155» с помощью берегового матроса Ростовского порта, отдав швартовые концы с баржи № 626, пыталась продвинуть баржу ниже, используя течение, но вследствие навального ветра, движения баржа не получила. Капитан т/х «РБ-155», стоявшего по корме баржи № 626, товарищ Таранов А. А. запустил двигатель на малые обороты, решив спустить баржу теплоходом. В это время крановщик электрокрана № 20 товарищ Мусин Н. Н. самовольно опустил грейфер крана в трюм баржи № 626 и толкнул ее с помощью крана вниз по течению. В результате толчка баржа пошла вниз, придавливая кормовым подворотом надстройку т/х «БТ-155». Таранов, желая предотвратить поломку надстройки теплохода, решил оттолкнуть руками теплоход от кормы баржи № 626. В это время произошел навал т/х «РБТ-155» на носовую часть правого борта баржи № 315, стоявшей ниже причала № 22. В результате чего, капитан т/х «РБТ-155» Таранов оказался зажатым между надстройкой теплохода и баржей № 626 и получил травму в области таза.
**
Навигация 1960 года закрылась на участках:
- Воронежский эксплуатационный участок 03-го ноября,
- Лиски – Базки 18-го ноября,
- Базки – Калач 19-го ноября,
- устье реки Маныч – Пролетарска 7-го ноября,
- Усть-Донецк – Каменская 22-го ноября,
- ВДСК 22-го ноября,
- Калач – Цимлянский порт 26-го ноября,
- Азов – Жданов 22-го ноября.
***
И так, в 1960 году ВДРП получило 39 единиц самоходного флота. Рекорд 1952 года, конечно, не побили (в 1952 году было получено 68 единиц), но число и качество полученного (пассажирские теплоходы) все же внушительное. И среди новостроя было получено первое в ВДРП судно на подводных крыльях, теплоход «Ракета-12». Первая ласточка СПК на Дону. Господи, как они изменили здесь пассажирские перевозки, такое впечатление, что мы сделали не шаг вперед, а прыгнули… И в этом году ВДРП вступает в полное владение новым Усть-Донецким портом.