Найти в Дзене

Без этого твой бизнес прогорит

Давайте поговорим не о налогах, а о деньгах. Мы каждый день смотрим на цифры: ваши доходы, расходы, прибыль. И знаете, что часто отличает суперуспешный проект от того, кто едва сводит концы с концами? Нет, не только гениальная идея или крутая команда. А трезвое понимание объема рынка. Звучит скучно, как термин из учебника? Поверьте, для вашего кошелька это важнее, чем вы думаете. Что такое «объем рынка» на языке простого бухгалтера? Представьте, что вы продаете пирожки. * Потенциальный объем рынка (TAM) — это все деньги, которые все люди в вашем городе ТЕОРЕТИЧЕСКИ могут потратить на еду вне дома. Огромная цифра, правда? Включает и любителей пиццы, и фанатов суши, и тех, кто ходит в дорогие рестораны. Она нужна, чтобы понять: а в этом «океане» вообще есть рыба? * Доступный объем рынка (SAM) — это уже более реальная цифра. Это деньги, которые люди тратят именно на выпечку и фастфуд, похожий на ваш. То есть те, кто в принципе готов купить пирожок, а не салат «Цезарь». Это ваш реальный «

Давайте поговорим не о налогах, а о деньгах.

Мы каждый день смотрим на цифры: ваши доходы, расходы, прибыль. И знаете, что часто отличает суперуспешный проект от того, кто едва сводит концы с концами? Нет, не только гениальная идея или крутая команда. А трезвое понимание объема рынка.

Звучит скучно, как термин из учебника? Поверьте, для вашего кошелька это важнее, чем вы думаете.

Что такое «объем рынка» на языке простого бухгалтера?

Представьте, что вы продаете пирожки.

* Потенциальный объем рынка (TAM) — это все деньги, которые все люди в вашем городе ТЕОРЕТИЧЕСКИ могут потратить на еду вне дома. Огромная цифра, правда? Включает и любителей пиццы, и фанатов суши, и тех, кто ходит в дорогие рестораны. Она нужна, чтобы понять: а в этом «океане» вообще есть рыба?

* Доступный объем рынка (SAM) — это уже более реальная цифра. Это деньги, которые люди тратят именно на выпечку и фастфуд, похожий на ваш. То есть те, кто в принципе готов купить пирожок, а не салат «Цезарь». Это ваш реальный «пруд», в котором вы будете ловить свою рыбу.

* Реально достижимый объем рынка (SOM) — а это ваша доля «пруда». Та часть клиентов, которую вы РЕАЛЬНО можете обслужить с вашим бюджетом на рекламу, с вашей одной пекарней и двумя продавцами. Это ваш прогноз продаж на ближайший год.

Зачем это считать?

1. Чтобы не строить воздушные замки.

Ко мне часто приходят с идеей: «Мы откроем сервис по выгулу исключительно хомячков. Это гениально, такого ни у кого нет!»

Звучит забавно, но давайте посчитаем: сколько в вашем городе владельцев хомячков? Сколько из них готовы платить за выгул? 5 человек? 10? Вы не построите на этом бизнес, даже если будете брать по 1000 рублей за прогулку.

Расчет объема рынка — это прививка от убыточных идей.

2. Чтобы планировать рост, а не выживание.

«Хочу зарабатывать миллион в месяц!» — отличная цель. А рынок позволяет? Если весь ваш доступный рынок (SAM) — это 1,2 миллиона в месяц, то чтобы забрать себе миллион, вам нужно стать почти монополистом и «убить» всех конкурентов. Это реально? Может, стоит подумать о выходе в соседний город или запуске нового продукта?

Объем рынка — это ваш потолок. Вы должны знать его, чтобы понимать, куда расти и когда пора пробивать новую крышу.

3. Чтобы говорить с инвесторами и банками на одном языке.

Когда вы приходите за деньгами, первый вопрос, который вам зададут (мысленно или вслух): «А сколько на этом можно заработать?». Фразы «много» или «ну, будем стараться» — это не ответ.

Цифры TAM, SAM, SOM, подкрепленные анализом — это доказательство того, что вы не просто мечтатель, а серьезный предприниматель, который сделал домашнюю работу. Для инвестора это сигнал, что его деньги, скорее всего, не сгорят.

Хочешь построить системный бизнес? Приходи к нам, мы все посчитаем.