Найти в Дзене

ИИ получил литературную премию: почему на самом деле это победа человека

На днях в Доме творчества Переделкино объявили лауреата пятого сезона литературной премии имени Валентина Катаева — награду получила писательница Яна Вагнер за рассказом «30-70». Рассказ был опубликован в 2024 году в сборнике «Механическое вмешательство», а главное в том, что он был написан в «соавторстве» с нейросетью YandexGPT. Но не спешите возмущаться: литераторы и издатели не сошли с ума. Нет, на самом деле этот эксперимент с ИИ как раз доказал, что никакой искусственный интеллект в принципе, онтологически, так сказать, не способен заменить писателя. Литераторам, как и другим творческим людям, страшнее от появления ИИ, чем всем прочим: ведь на каждом углу говорят, что человек скоро будет не нужен, книги, песни напишет умная нейросеть. Оказалось, что ничего подобного. Если что-то и останется уделом человека после ИИ-революции, так это именно искусство. В его основе лежат чувства, а чувства может испытывать и правдиво передавать только живое существо. Собственно, в случае Вагнер уча
Оглавление
Сгенерировано Gemini
Сгенерировано Gemini

На днях в Доме творчества Переделкино объявили лауреата пятого сезона литературной премии имени Валентина Катаева — награду получила писательница Яна Вагнер за рассказом «30-70». Рассказ был опубликован в 2024 году в сборнике «Механическое вмешательство», а главное в том, что он был написан в «соавторстве» с нейросетью YandexGPT.

Но не спешите возмущаться: литераторы и издатели не сошли с ума. Нет, на самом деле этот эксперимент с ИИ как раз доказал, что никакой искусственный интеллект в принципе, онтологически, так сказать, не способен заменить писателя. Литераторам, как и другим творческим людям, страшнее от появления ИИ, чем всем прочим: ведь на каждом углу говорят, что человек скоро будет не нужен, книги, песни напишет умная нейросеть. Оказалось, что ничего подобного. Если что-то и останется уделом человека после ИИ-революции, так это именно искусство. В его основе лежат чувства, а чувства может испытывать и правдиво передавать только живое существо.

«Нейросеть не умеет придумывать»

Собственно, в случае Вагнер участие ИИ стало скорее маркетинговым трюком, чем реальным соавторством: практически весь рассказ написан по старинке, вручную. Участие нейросети писательница ограничила небольшими чисто техническими вставками, ясно давая понять, что не считает ИИ способным на что-то большее. Сам рассказ при этом — замечательный, пробирающий, и способный даже высечь слезу у самых сентиментальных читателей (таких, как я). Сюжет такой: муж и жена разводятся и делят имущество, общую квартиру в Санкт-Петербурге. Жена уже уехала в Мельбурн и переругивается по мессенджеру с бывшим мужем, который не торопится показывать квартиру риэлтору. В Мельбурне жара, +30, в Петербурге — морозы, -30. Но происходит странное: температура в Австралии начинает с каждым днём расти, в Питере, напротив, падать. В обоих городах постепенно нарастает паника и они становятся непригодными для выживания человека. Между бывшими мужем и женой на фоне этого продолжается переписка… И уже на грани гибели, на пороге смерти они видят свои жизни, и свою совместную жизнь совсем в другом свете…

Сгенерировано Gemini
Сгенерировано Gemini

Сюжет придумала сама Вагнер, да и писала тоже. Собственно, весь сборник «Механическое вмешательство» стал доказательством того, что ИИ пока что (на момент 2024 года) не способен заменить человека в деле создания смыслов.

И писатели явно этому очень, очень рады.

«Боязно сглазить, но, если я правильно понял, нейросеть не умеет придумывать — и в ближайшем будущем не научится. Она шикарно строит самые причудливые конструкции из всевозможных кубиков и элементов лего, но сама кубик или элементик не придумает, не отольет и не выстругает. Она лепит шаблоны — а смысл прозы, особенно в малой форме, шаблоны рвать и вводить новые», — говорил о своем опыте автор рассказа «Упорова слобода» Шамиль Идиатуллин.

Это вполне объяснимо: ИИ выдаёт среднестатистический текст. Он может превзойти откровенного графомана, или человека, вообще не владеющего письменной речью, но никогда не сможет, по той же самой причине, написать текст уровнем выше среднего — каким является по определению любое литературное произведение.

Рассказ «Упорова слобода» формально написан нейросетью, но как ясно из слов писателя, ему приходилось поправлять и направлять ИИ буквально через каждую строчку, чтобы получить приемлемый текст. На выходе получился хороший, атмосферный рассказ о деревне, населённой очень загадочными поселенцами: недаром в ней запретили возводить церковь…

Татьяна Толстая и вовсе посвятила свой рассказ «Проходные дворы» высмеиванию ИИ, который так и не смог с множества попыток «сообразить», что именно хочет от него писательница. В итоге автор бросила это дело и констатировала, что нейросеть ни на что не способна.

И чушь прекрасную несли…

Надо сказать, что, когда ИИ был «глупей», несколько лет назад, с его помощью получались даже чуть более интересные вещи. Например, такой эксперимент проделал в 2022 году Павел Пепперштейн — его сборник рассказав, созданный в соавторстве с ИИ, по крайней мере отличается забавным абсурдизмом. Сейчас же большие языковые модели, сильные чат-боты перестали генерировать забавный бред, но и не способны писать сколь-нибудь умные и сильные произведения, выдавая на первый взгляд правильную, но скучную банальщину.

А вы читали произведения, написанные ИИ, или людьми в соавторстве с нейросетями? Какое впечатление они на вас произвели? И что вы думаете о «творческом» потенциале искусственного интеллекта, сможет ли он в будущем научиться творить? Пишите в комментариях, буду рада узнать ваше мнение!

Также вот мой канал в Telegram.