Найти в Дзене
Артельный Ряд

Вей муженек оборы, да плети муженек жене лапти

Онучи, обмотки, оборы - мы уже и не помним, что это, а ведь совсем недавно они были непременными атрибутами традиционной одежды на Руси и в Восточной Европе. Их носили с лаптями, поршнями, постолами и пр. Обувь при раскопках в древнерусских городах археологи находят часто и в приличной сохранности, позволяющей точную ее реконструкцию. В Новгороде, Твери, Москве, Суздале, Рязани и других старинных городах собраны богатые коллекции фрагментов и целых образцов обуви. Про лапти, лыковую плетеную обувь, знают все. А вот самая древняя славянская кожаная обувь (7-8 вв) - это поршни. Их изготавливали не только в профессиональных мастерских, но и в домашних условиях, часто из уже бывших в употреблении сапог. Делались они из одного куска сыромятной или дубленой кожи толщиной 2-4 мм. Чаще всего заготовку делали прямоугольной или трапециевидной формы, по бокам которой располагались частые прорези. Сквозь эти прорези продергивали ремешок, стягивающий обувь по ноге.
На ноге поршни крепились с помощь

Онучи, обмотки, оборы - мы уже и не помним, что это, а ведь совсем недавно они были непременными атрибутами традиционной одежды на Руси и в Восточной Европе. Их носили с лаптями, поршнями, постолами и пр.

Обувь при раскопках в древнерусских городах археологи находят часто и в приличной сохранности, позволяющей точную ее реконструкцию. В Новгороде, Твери, Москве, Суздале, Рязани и других старинных городах собраны богатые коллекции фрагментов и целых образцов обуви.

"Мангазея. Кожаные изделия. Материалы 2001-2007гг." Г. П. Визгалов, С. Г. Пархимович, А. В. Курбатов
"Мангазея. Кожаные изделия. Материалы 2001-2007гг." Г. П. Визгалов, С. Г. Пархимович, А. В. Курбатов

Про лапти, лыковую плетеную обувь, знают все. А вот самая древняя славянская кожаная обувь (7-8 вв) - это поршни. Их изготавливали не только в профессиональных мастерских, но и в домашних условиях, часто из уже бывших в употреблении сапог. Делались они из одного куска сыромятной или дубленой кожи толщиной 2-4 мм. Чаще всего заготовку делали прямоугольной или трапециевидной формы, по бокам которой располагались частые прорези. Сквозь эти прорези продергивали ремешок, стягивающий обувь по ноге.
На ноге поршни крепились с помощью длинных кожаных или плетеных из ниток шнуров (оборов). Шнуры обматывали поверх онучей или вязаных чулок.

Онучи — это узкие длинные тканые полосы. Ими обматывали ногу, как бы бинтуя ее – от пальцев стопы до колена или от щиколотки до колена. Таким образом изначально онучи выполняли функцию портянок (чулок, носков) и были предназначены для защиты ног от мозолей, для тепла, предохраняли ноги от повреждений, укусов насекомых.
В зависимости от сезона использовали онучи из разных видов ткани. Летом носили обмотки из холщовой (льняной или конопляной) ткани, а зимой – внизу полотняные, а сверху – вторым слоем из суконной (шерстяной, полотняного плетения) ткани. В особенно холодные дни надевали две пары онуч одна на другую, да еще и прокладывали между ними сено или кудель для тепла.

Ерменев И. Крестьяне за обедом. 1760 г.
Ерменев И. Крестьяне за обедом. 1760 г.

Праздничные онучи делались тонкими и мягкими, их верхний край украшался вышивкой, бисером, гарусом, красными лентами. Свадебные онучи – это практически произведение искусства. Изготавливали их из беленого полотна, покрывали цветной вышивкой. Невеста собственноручно должна была приготовить свадебные онучи в подарок жениху. Их надевали на свадьбу, а затем хранили как реликвию в сундуке.

Женщины в традиционной одежде Рязанской губернии. Фото 1910 г.
Женщины в традиционной одежде Рязанской губернии. Фото 1910 г.

Мужские онучи были длиной до колена, женские - до середины икры. Кстати, женщины летом часто носили онучи вообще без всякой обуви: нога обвивалась от щиколотки до колен (это было удобно на сенокосе, чтобы тяжелые рубахи, сарафаны или поневы не обвивали икр и не мешали работать). Для того, чтобы придать некоторую твердость подошве, ткань смазывали дегтем.

Онучи приматывались к ноге оборами. Оборы - это длинные шнуры, которыми обувь привязывалась к ноге. Оборы могли быть веревочные, лыковые (для повседневной обуви), плетеные, вязаные, тканые (для праздничной обуви), ременные (для мужской рабочей обуви). Оборы пропускались в петлю на заднике обуви, а затем либо обматывались вокруг щиколотки (праздничный вариант), либо вокруг голени (вокруг онучи), либо под ступней ("охотничий" вариант).

Девицы из деревни Пашки Гнездиловской волости Ельнинского уезда. Фото 1912 г.
Девицы из деревни Пашки Гнездиловской волости Ельнинского уезда. Фото 1912 г.

В своем "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И Даль приводит любопытные пословицы, связанные с оборами:

"Лѣнивый обувается, до обѣда оборы мотаетъ.

Всѣ мои сборы лапти да оборы.

Лапти дырявы, да оборы долги.

Долги оборы у лѣниваго.

Лыкомъ сшитъ, да оборничкомъ подпоясанъ".

#артельныйряд #пискунова37 #история #одежда #обувь