💡 РОСМЕДОБР 2025 🔵 Пленарное заседание
Артём Наркевич, директор департамента медицинского образования и кадровой политики
Медицинское образование – самый длинный и сложный трек подготовки кадров.
В него одновременно входят:
> 600 организаций СПО;
> 200 организаций, готовящих ординаторов;
десятки вузов со специалитетом;
около 8 000 организаций ДПО.
🔵 Все это живет не в единой логике, а «кто во что горазд». Особенно размыта зона дополнительного профобразования: получить лицензию на ДПО на региональном уровне легко, она сразу «на всё подряд» – неважно, медицина это или пожарное дело.
Результат виден на аккредитации: специалисты приходят с документами, которые по сути не соответствуют квалификационным требованиям.
🔵 Зачем нужен 28-ФЗ: навести порядок в ДПО
Задача закона – перестроить систему ДПО по медицине и фарме так, чтобы:
качество программ реально контролировалось;
каждые 5 лет НМО было не просто «галочкой», а осмысленным образованием на протяжении всей профессиональной жизни врача.
💡 Ключевые изменения:
1️⃣ Отдельное разрешение Росздравнадзора на ДПО по мед- и фарм-специальностям
Не «общая лицензия на ДПО», а разрешение по каждой конкретной специальности: анестезиология-реаниматология, акушерство и гинекология и т.д.
2️⃣ Фиксированный максимум дистанционного формата
Для каждой программы будет установлен допустимый объём дистанта. Можно делать меньше, но не больше.
3️⃣ Типовые образовательные программы
Уже разрабатываются и выкладываются на официальных площадках.
В них прописаны требования к кадрам, маттехобеспечению и содержанию, что сильно ограничит возможность «демпинга без качества».
С 1 марта стартует процесс получения заключений Росздравнадзора, до 1 сентября организации должны успеть пройти процедуру, чтобы дальше реализовывать программы с 1 сентября.
🔴 По сути, рынок ДПО перестраивается: выживают те, кто реально соответствует типовым программам, а не просто продаёт бумажки.
3️⃣ Что важно для образовательных организаций
Надо аккуратно отслеживать появление типовых программ, соотнести с ними свои курсы.
Продумать стратегию:
- какие специальности вы реально потянете по кадрам и маттеху;
- в каких регионах и в каком формате (включая выездные циклы) будете работать;
- как конкурировать, если нельзя просто «урезать цену», игнорируя требования к качеству.
4️⃣ 424-ФЗ: не путать целевое обучение и наставничество
Закон сложный, потому что правит сразу два базовых закона – 273-ФЗ (образование) и 323-ФЗ (охрана здоровья).
Главное различие:
1️⃣ Целевое обучение
Сохраняется логика финансовых и трудовых обязательств, по сути система не радикально меняется.
2️⃣ Наставничество
Это НЕ отработка и НЕ «закрепление» с санкциями.
Закон просто легитимизирует то, что и так существует: у молодого специалиста есть право иметь наставника, работать под его сопровождением, мягко входить в профессию.
5️⃣ Новый механизм для ординатуры
Ещё одна важная новация:
Перед тем как вуз идёт на конкурс в Минобрнауки за контрольными цифрами приёма в ординатуру, он должен получить заключение Минздрава по предельным объёмам КЦП.
Зачем:
синхронизировать подготовку кадров с реальными потребностями системы здравоохранения и уйти от ситуации, подготовки ординаторов в объёмах, не привязанных к кадровому запросу.
6️⃣Ответ на вопрос про аспирантуру
Не заблокирует ли новая система путь «ординатура → аспирантура»?
Если выпускник ординатуры идёт в аспирантуру и остаётся медицинским работником, наставничество можно реализовать по его основному месту работы.
💡 Итого:
Медицинское образование – это не только вуз и ординатура, а вся жизнь специалиста, и законодателю пришлось заняться именно «длинным хвостом» – ДПО и НМО.
28-ФЗ и 424-ФЗ нацелены на то, чтобы:
убрать хаос и слабый контроль в ДПО;
легализовать и структурировать наставничество;
увязать подготовку кадров с реальными потребностями системы.
💡 Идея простая: меньше случайных игроков и «бумажных» программ, больше ответственности за качество и связки «образование – кадры – здравоохранение».
#РОСМЕДОБР2025