Найти в Дзене
Зин Зивер

Во что превратилась готика: как строгий Торнский собор стал нарядным Торуньским костёлом

В далёком тринадцатом веке в Европе царствовала готика. Её расцвет ощущался во всём, что доступно взору. Женщины утягивали талии, надевали высокие головные уборы с ниспадающим шлейфом – удлиняли силуэт, как будто устремлялись ввысь. То же стремление вверх переняла и архитектура. Даже небольшие здания обрели величие, свойственное пышным замкам и великим соборам. Пример такого небольшого храма, воплотившего великолепие расцвета готической архитектуры – костёл Пресвятой Девы Марии в польском Торуне. Это сейчас город называется Торунь, а раньше он именовался Торн. А готический собор – Торнским. Его выстроил для себя францисканский орден. Здание длиной 20 метров, высотой – 12. Небольшой, строгий храм, скорее дом или семейный замок. Архитекторы готического стиля вообще строили преимущественно храмы и замки. Но стремились в небо – здания возносились всё выше и выше. Арки, раньше бывшие полукруглыми, заострились, стали стрельчатыми. Внутри соборы стали пышнее – вначале появились колонны. Зате
Оглавление

В далёком тринадцатом веке в Европе царствовала готика. Её расцвет ощущался во всём, что доступно взору. Женщины утягивали талии, надевали высокие головные уборы с ниспадающим шлейфом – удлиняли силуэт, как будто устремлялись ввысь. То же стремление вверх переняла и архитектура. Даже небольшие здания обрели величие, свойственное пышным замкам и великим соборам.

Пример такого небольшого храма, воплотившего великолепие расцвета готической архитектуры – костёл Пресвятой Девы Марии в польском Торуне.

Из Торна в Торунь

Это сейчас город называется Торунь, а раньше он именовался Торн. А готический собор – Торнским. Его выстроил для себя францисканский орден. Здание длиной 20 метров, высотой – 12. Небольшой, строгий храм, скорее дом или семейный замок.

-2

Архитекторы готического стиля вообще строили преимущественно храмы и замки. Но стремились в небо – здания возносились всё выше и выше.

Арки, раньше бывшие полукруглыми, заострились, стали стрельчатыми.

-3

Внутри соборы стали пышнее – вначале появились колонны.

-4

Затем – цветные росписи и витражи на окнах.

-5

Снаружи здания тоже украшали – барельефами, статуями, висячими арками и каменной резьбой.

-6

Главное архитектурное решение готических зданий – ребристый свод на каркасных опорах. Это позволяло уменьшить нагрузку на опорные стены.

-7

Своды зданий стали больше, а стены – тоньше. Теперь свод опирался на колонны, а стены лишь заполняли пространство между ними. Крыши соборов тоже можно было делать не полукруглыми, а стрельчатыми. Вместо массивной кладки появились ажурные конструкции из камня.

-8

Камень вообще стал основным материалом готической архитектуры. Из дерева и кирпича строили жильё, но отёсанный и бутовый камень отбирался для построек, которые должны были простоять века. И они простояли.

Город Торунь: готическое прошлое

Развитие готической архитектуры связано было с разной специализацией монашеских орденов.

Францисканцы были нищенствующим орденом, проповедовали аскетизм и апостольскую бедность. Первоначально они выстроили в Торуне собор, который повторял строгость их одежд.

Ради дум высокого стремленья монахи заботились об одном – чтобы здание возвышалось над другими. И первая же пристройка четырнадцатого века вознесла здание на 18 метров. В своей гордыне строители стремились создать самое высокое здание в Европе.

-9

И им это удалось – на столетие, пока небеса не пронзила гордая башня Страсбурга.

Торунь, костёл Девы Марии: было величественно – стало дорого-богато

Сейчас здание уже не выглядит величественным. Внешняя строгость потеснена городским пространством. Бывший собор стал костёлом, а значит, украшен внутри ярко и изобильно.

-10

Национальная польская традиция – чем больше позолоты, тем лучше.

-11

Стоит зайти в любой костёл, выстроенный в готическом стиле – и глаза слепят яркие краски, показная пышность. Единственное, что сохраняет в этих стенах готический дух – строгость колонн и торжественные звуки органа.

-12

На общем европейском фундаменте готики каждый народ выстроил собственное здание – в своём вкусе.