Осень 1869 года принесла на русские рубежи в Семиречье тревожные вести. Из Лепсинска были угнаны табуны 1‑й Сибирской конно‑артиллерийской батареи — дерзкий набег совершили подданные кульджинского султана. Это дерзкое вторжение стало лишь звеном в цепи нескончаемых набегов: илийские уйгуры словно хищные тени скользили вдоль границы, нападая на русские посты и уводя скот. Напряжение нарастало, и вскоре было принято решение о заграничном рейде в район Кульджи — оплота непокорного султаната. Среди участников похода оказался человек, чьё имя вскоре прогремит на всю Россию: Василий Васильевич Верещагин — художник, исследователь Востока и один из самых ярких баталистов второй половины XIX века, автор пронзительной картины «Апофеоз войны». Для Верещагина этот поход стал не просто военным предприятием, но и увлекательным путешествием по кромке цивилизации. Он ступил на земли, где сама история дышала: между Хоргосом и Большим Мазаром лежали руины древнего Алмалыка — некогда богатого города, чь