Найти в Дзене
La Critique

Трагедия Демьяненко (Шурика). Как образ погубил актера

В истории советского кинематографа трудно найти более узнаваемый образ, чем Шурик. Наивный блондин в очках, вечный студент, собиратель фольклора и изобретатель машины времени. Этот персонаж стал национальным героем, символом целой эпохи. Но для человека, подарившего нам эту улыбку, Александра Сергеевича Демьяненко, всенародная любовь обернулась профессиональным проклятием и личной трагедией. Как получилось, что роль, о которой мечтали сотни артистов, сломала жизнь талантливого драматического актера. В начале 60-х Леонид Гайдай искал главного героя для своего нового фильма «Несерьезные истории» (будущая «Операция "Ы"»). На роль пробовались звезды первой величины: Виталий Соломин, Евгений Петросян, Андрей Миронов. Но режиссеру нужен был другой типаж — интеллигентный недотепа. Когда Гайдай увидел Демьяненко, он понял: это попадание в десятку. На тот момент Александр был уже состоявшимся актером, сыгравшим в сильных драматических картинах («Мир входящему», «Карьера Димы Горина»). Он был б
Оглавление

В истории советского кинематографа трудно найти более узнаваемый образ, чем Шурик. Наивный блондин в очках, вечный студент, собиратель фольклора и изобретатель машины времени. Этот персонаж стал национальным героем, символом целой эпохи. Но для человека, подарившего нам эту улыбку, Александра Сергеевича Демьяненко, всенародная любовь обернулась профессиональным проклятием и личной трагедией.

Как получилось, что роль, о которой мечтали сотни артистов, сломала жизнь талантливого драматического актера.

Фатальный выбор Гайдая

В начале 60-х Леонид Гайдай искал главного героя для своего нового фильма «Несерьезные истории» (будущая «Операция "Ы"»). На роль пробовались звезды первой величины: Виталий Соломин, Евгений Петросян, Андрей Миронов. Но режиссеру нужен был другой типаж — интеллигентный недотепа.

Когда Гайдай увидел Демьяненко, он понял: это попадание в десятку. На тот момент Александр был уже состоявшимся актером, сыгравшим в сильных драматических картинах («Мир входящему», «Карьера Димы Горина»). Он был брюнетом с серьезным взглядом.

Чтобы превратить его в Шурика, потребовалась жертва.

«Его красили беспощадно, плохой блондоранью, до волдырей на коже. Черные волосы превращали в солому, но он терпел», — вспоминали коллеги.

Так появился тот самый блондин. Образ «приклеился» намертво с первого же дубля. Никто тогда не подозревал, что эта маска, надетая ради смеха, станет железной.

-2

Золотая клетка популярности

После выхода «Кавказской пленницы» популярность Демьяненко стала не просто огромной — она стала невыносимой.

Утрата имени: Для всей страны он перестал быть Александром Сергеевичем. Он стал «Шуриком». Люди на улицах тыкали пальцем, хлопали по плечу, предлагали выпить, переходя границы личного пространства.

Интроверт против экстраверта: Трагедия заключалась в колоссальном разрыве между личностью актера и его персонажем. Шурик — открытый, болтливый, легкий. Демьяненко в жизни — замкнутый, молчаливый, глубокий интеллигент, который ненавидел панибратство.

Каждый выход на улицу становился пыткой. Он надевал темные очки, старался быть незаметным, но это редко помогало. Обожание толпы, которое должно радовать артиста, превратило его в затворника.

-3

«Не снимайте его, зритель будет смеяться»

Самый страшный удар «проклятие Шурика» нанесло по карьере. Режиссеры перестали видеть в Демьяненко актера широкого профиля.

Как только его фамилия появлялась в списках претендентов на серьезную роль (например, председателя колхоза, военного или ученого), худсоветы или сами постановщики говорили «Нет». Аргумент был убийственным:

«Представьте, он выйдет в трагической сцене, а зал закричит: "О, Шурик!" и начнет хохотать. Мы сорвем фильм».

Демьяненко оказался заложником собственной гениальной игры. Он стал слишком убедителен в комедии, чтобы ему позволили драму. Годы шли, телефон молчал, а сценарии с серьезными ролями проходили мимо. Это порождало глубокую депрессию и чувство нереализованности.

-4

Голос из тени

Не имея возможности играть лицом, Демьяненко ушел туда, где нужен был только его голос. И здесь он совершил невозможное — он стал голосом эпохи, хотя многие зрители даже не догадывались об этом.

В озвучивании (дубляже) он смог реализовать весь свой драматический потенциал. Его голосом говорили мировые звезды, брутальные мужчины и глубокие философы.

Кого озвучивал «Шурик»:

Донатас Банионис: Литовский актер говорил с сильным акцентом. В культовых фильмах «Мертвый сезон» и «Солярис» (Тарковского) Банионис говорит голосом Демьяненко. Это сложнейшие психологические роли.

Западные звезды: Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Роберт Де Ниро.

Мультипликация: Множество персонажей советских мультфильмов.

Это был его реванш. В темной студии звукозаписи, без очков и парика, он был великим трагиком, героем-любовником, шпионом. Но слава за эти роли доставалась тем, кто был на экране. Демьяненко оставался в тени.

-5

Усталое сердце

В 90-е годы, когда советское кино рухнуло, Демьяненко, как и многие артисты, оказался в сложном положении. Он продолжал работать на телевидении, снялся в сериале «Клубничка», который многие критики сочли недостойным его уровня, но нужно было как-то жить.

Сердце актера не выдержало постоянного внутреннего напряжения. Он ушел из жизни в 1999 году, не дожив до операции на сердце всего несколько дней. Ему было всего 62 года.

В одном из последних интервью, когда его спросили, не жалеет ли он о роли Шурика, он ответил с горькой мудростью:

«Мне жаль не того, что я сыграл Шурика. Мне жаль тех ролей, которые я НЕ сыграл из-за него».

-6

Заключение

Трагедия Александра Демьяненко — это классический пример того, как искусство требует жертв. Мы получили идеального комедийного героя, который будет смешить поколения и через 100 лет. Но платой за этот вечный праздник стала судьба живого человека, чья душа была намного глубже и печальнее, чем у студента с конспектами.

Он так и остался для нас заложником одной роли, хотя его талант был способен объять весь мир...