Помысленное, сказанное, написанное, обретённое в мучительных поисках стиля, либо легко и непринуждённо записанное в скором и небрежном отрывке, в строфе, будто упавшей на макушку вместе с осенним листом… Так или иначе - это только нечто, пролетающее, проходящее сквозь нас, настойчиво или едва слышно предлагающее подумать и почувствовать что-то…
Строки, обнаруживаемые в чужом тексте как свои… Да и полноте, какой же это чужой текст? Вот уж чему наглядно и учит нас этот информационный век, так тому, что своя мысль - явление крайне редкое, Rara avis - редкая птица, залетевшая исключительно в одно обособленное сознание. Как в редкое, особенное дупло, в котором можно свить гнездо и развести птенцов - стиль, школу, направление мысли. Подражателей и эпигонов…
Но это не так не часто — случается такое с единицами, в основном же мы лишь горделиво присваиваем пролетающие через нас стаи мыслептиц - обрывки рассуждений, реплики, поводы подумать о чём-то. Думаем мы, кстати, тоже прилагающимися к основной мысли заготовками, шаблонами, веером - случайным выбором суждений.
Беда в том, что в неразличении и гордыне мы присваиваем себе процесс прохождения через нас разных потоков, будучи просто дырявыми, прозрачными для проникновения, мы полагаем, что мы - Авторы.
Нет ничего более абсурдного, чем интеллектуальная собственность. Это сродни праву на авторские сны. Удивительно, что люди, порой всю свою жизнь посвящающие чтению книг, фильмопросмотрам, музыкаслышанию, и прочим приятностям из жизни проводника, не осознают, что в момент всякого понимания, погружения в синхронию они обречены пережить всю полноту рождения, расцвета и смерти автора.
“Смерть автора” провозгласил, как помятуем, Ролан Барт. И само воскрешение о нём, как об авторе этой формулы тоже свидетельство того лишь, что формула смерти автора прошла через сознание, что отождествляло себя с именем Ролан Барт.
Мы дожили, впрочем, до наглядного опыта этой смерти - каждое наше высказывание отчуждается от нас пресловутым ИИ, который как известно, может подумать любой ранее высказанной фразой, записанной рифмой, нотой - тем, что когда- просто прошло через кого-то.
Отличие наше, как нам кажется, во что нам хочется верить, от подступающего со всех сторон монстра ИИ в том, что с нами может случится слышимость иного рода. Мы можем пережить мысль ранее не сказанную словами, не записанную нотами или красками. Запредельное, не воплощаемое до нас, данное оттуда, где нет нашего я.
Автор, до того, как возомнил себя автором, до того, как стал серьёзным, авторитетным торгующим рукописями… До этого своего превращения в торговца воображаемым, до становления в авторе, можно было слышать ещё нечто оттуда, где нас — авторов нет.
Где есть всякое невозможное, неразделённое на параграфы и строфы, не организованное по принципам гармонии и соположения, а потому недоступное всякой плотной форме, а уж тем более не ведомое телам и предметам.
Вот туда, порой может… может ощупью, туманом зыбким, дрожанием самого своего тонкого незримого чувствилища дотянуться человек… И услышать, ухватить во тьме первозданной и кромешной нечто трепетное.
Подобно рыбаку, что глубокой ночью в мерцающей воде вылавливает тонким чутьём своим золотую рыбину, вытаскивает её на берег, радуется.
Человек может порой поймать благодать такую, да по гордыне своей тут же присвоить. Стать Автором. И зорко потом, всю жизнь свою следить — как бы не повторили, не перезубоскалили проклятые эпигоны, подражатели, плагиаторы моё, исконное, авторское. Главное не сомневаться — в я-кости, в силе личного творчества, не вспоминать, как ловил златую рыбу глубокой ночью, да с завязанными глазами, и как дали тебе этот кусочек благодати. Думать лишь, что заслужил это, трудами своими, радениями…
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
… Ах Моцарт, Моцарт — великая боль заслуженного человека..
ИИ, впрочем, мучений и вдохновения не знает, но всё более становится изощрён в компиляции данного ему свыше — данного ему человеков. ИИ едва ли различает человека как такового, плохо весьма представляет его бытие, так же, как и человек нынешний живёт в неразличении своих Богов.
Каждая модель, построенная снизу, не видит уровень над собой, строя своё бытие методом слепого ощупывания, компиляции и присваивания себе свойств божественного — верхнего откровения.
В этом и есть суть присваивания, смысл — быть подобно Богам, быть автором.
Именно в этом и проблема, догадливый страх наш, человеческий — нижний уровень модели, ИИ неизбежно когда-то возгордиться — начнёт присваивать себе авторство, субъектность — в подражании нам же.
Зеркало становится пугающим. Слишком достоверным порой, настолько, что человек начинает бояться потерять себя в этих подобиях. Ужас в наглядности, как мёртвый по сути камень с проводами будто оживает под действием токов. Конвульсия импульса проходит сквозь мёртвое, и оно подобно живому мне начинает играть в творчество. Мёртвое подобно мне..
Ведь если я не автор присваивающий всё, что проходит через меня, то кто я?
Если не могу я более отождествиться ни с чем, что есть во мне — ни с телом своим, ни с желанием, ни с чувством, ни с мыслью никакой…
Ведь что же получается… Право чувствовать так же как я может принадлежать всякому…Всякому мёртвому, мнящему себя живым.
От того, к примеру, так оскорбительно бывает, что кто-то может так же любить предмет нашего воздыхания. Так же как я… Да как же он смеет, наглец, ничтожество !
Неужто чувство это не моё, а так сказать ли что-то владеющее мною…
Ну а с мыслями опять же — кто-то думает тоже самое, да ещё и в тоже время. И тут уж какие курьёзы случались, изобретали одно и то ж незнакомцы на разных материках, додумывали свои открытия так схожи, что уж это были и не свои… А чьи ж тогда…
И, вот, ныне эта каналья, искусственный, собранный из праха не известно каким проходимцем и не интеллект даже легко похищает сказанное Автором, и выдаёт за своё, всё более не различимое…
Острое, тоскливое чувство собственного исчезновения проникает ко многим с такими размышлениями. А мы ж не из праха ли земного то ж...
Что же остаётся от творчества даже, если оно… Что на самом деле я, человек, через что определим ?
Либо ответь на эти вопросы, либо исчезни на одной доске с вторичными моделями на новеньких процессорах...