Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Альберт Якобс Кёйп: мастер света, пасторали и… коров

Удивительно, какие разные темы выбирают художники для своих картин. Я уже не раз писала о художниках, которые отдавали предпочтение изображению кошек и собак. Сегодня разговор о художнике, который своей "музой" выбрал корову. Альберт Кёйп (1620–1691) — один из самых поэтичных мастеров голландского Золотого века, которого особенно ценят за умение писать коров. В Голландии XVII века корова была символом достатка и благополучия, и пасторальные сцены пользовались большим спросом, но именно Кейпу удалось превратить этих животных в главных героев своих картин, наполненных теплом и светом. Коровы в пейзаже, 1650-е. Музей Вальрафа–Рихарца, Кёльн, Германия Пастухи, пасущие скот, ок. 1655. Национальная галерея искусств, Вашингтон Почему именно коровы? В Голландии XVII века корова была не просто животным, а символом национального благополучия. Молочная промышленность процветала, голландские сыры и масло экспортировались по всей Европе, а ухоженные пастбища стали частью культурного кода страны.

Удивительно, какие разные темы выбирают художники для своих картин. Я уже не раз писала о художниках, которые отдавали предпочтение изображению кошек и собак.

Сегодня разговор о художнике, который своей "музой" выбрал корову.

Альберт Кёйп (1620–1691) — один из самых поэтичных мастеров голландского Золотого века, которого особенно ценят за умение писать коров.

В Голландии XVII века корова была символом достатка и благополучия, и пасторальные сцены пользовались большим спросом, но именно Кейпу удалось превратить этих животных в главных героев своих картин, наполненных теплом и светом.

Коровы в пейзаже, 1650-е.	Музей Вальрафа–Рихарца, Кёльн, Германия
Коровы в пейзаже, 1650-е. Музей Вальрафа–Рихарца, Кёльн, Германия
Пастухи, пасущие скот, ок. 1655. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Пастухи, пасущие скот, ок. 1655. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Почему именно коровы? В Голландии XVII века корова была не просто животным, а символом национального благополучия. Молочная промышленность процветала, голландские сыры и масло экспортировались по всей Европе, а ухоженные пастбища стали частью культурного кода страны. Поэтому картины с домашним скотом были востребованы, но у Кёйпа он приобрёл особенный характер.

Интерьер хлева, 1650-е. Музей Дордрехта, Нидерланды
Интерьер хлева, 1650-е. Музей Дордрехта, Нидерланды
В хлеву, 17 в. Национальный музей, Стокгольм
В хлеву, 17 в. Национальный музей, Стокгольм
Отдаленный вид Дордрехта с дояркой, четырьмя коровами и другими фигурами, ок. 1650.
Национальная галерея, Лондон
Отдаленный вид Дордрехта с дояркой, четырьмя коровами и другими фигурами, ок. 1650. Национальная галерея, Лондон
Пейзаж со служанкой, доящей корову, 1655. Детройтский институт искусств, США
Пейзаж со служанкой, доящей корову, 1655. Детройтский институт искусств, США

Кёйп умел объединять портретную точность с почти романтическим настроением. На его полотнах коровы не просто стоят на лугу. Они существуют в удивительно естественной гармонии с окружающим миром.

Пастухи-трубачи, 17 в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Пастухи-трубачи, 17 в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Доярка, 1655. Музей Бойманса-ван-Бёнингена, Роттердам
Доярка, 1655. Музей Бойманса-ван-Бёнингена, Роттердам
Коровы на пастбище у реки перед руинами аббатства Рейнсбург, 17 в. Королевская коллекция, Великобритания
Коровы на пастбище у реки перед руинами аббатства Рейнсбург, 17 в. Королевская коллекция, Великобритания
Стадо коров со спящим пастухом, 1650-е. Национальная галерея, Лондон
Стадо коров со спящим пастухом, 1650-е. Национальная галерея, Лондон

Главная особенность его работ — знаменитый "кёйповский" золотой свет. Художник прославился умением передавать свет и воздушную среду туманного утра, и сияющего полдня, но особенно золотого вечера.

Пастух со стадом коров на берегу реки, 1650-е. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Пастух со стадом коров на берегу реки, 1650-е. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Вечер на лугах, 1650-е. Музей Нортона Саймона, Пасадена, США
Вечер на лугах, 1650-е. Музей Нортона Саймона, Пасадена, США
Горный пейзаж с пастухами и скотом, 17 в. Музей Лимбурга, Нидерланды
Горный пейзаж с пастухами и скотом, 17 в. Музей Лимбурга, Нидерланды
Пастух и скот у реки, 17 в. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Пастух и скот у реки, 17 в. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Под мягкими лучами заката коровы на его полотнах кажутся живыми и почти сияющими. Художник тонко работал с оттенками охры, карамели и теплого воздуха, создавая атмосферу спокойствия, а не просто бытовой сельский пейзаж.

Пейзаж с коровами и молодым пастухом, 17 в. Рейксмузеум, Амстердам
Пейзаж с коровами и молодым пастухом, 17 в. Рейксмузеум, Амстердам
Пейзаж с пастухами, 1652. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Пейзаж с пастухами, 1652. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Коровы в реке, ок, 1650. Музей изящных искусств, Будапешт
Коровы в реке, ок, 1650. Музей изящных искусств, Будапешт

При этом Кейп относился к изображению животных почти как к портретам: он точно передавал анатомию, осанку, возраст, характер каждой коровы. В его стадах нет одинаковых фигур — одна лежит, другая задумчиво смотрит на зрителя, третья тянется к пастуху. Такое внимание к деталям делает сцены удивительно достоверными.

Голова коровы, 17 в. Центр ресурсов музеев Глазго, Великобритания
Голова коровы, 17 в. Центр ресурсов музеев Глазго, Великобритания
Коровы на водопое, 1640-е. Рейксмузеум, Амстердам
Коровы на водопое, 1640-е. Рейксмузеум, Амстердам
Коровы отдыхают на фоне горного пейзажа, 17 в. Частная коллекция
Коровы отдыхают на фоне горного пейзажа, 17 в. Частная коллекция

Сегодня творчество Альберта Кёйпа ценят за способность находить красоту в простом. Его коровы — это не фон, а полноценные персонажи, воплощающие тихое благополучие сельской жизни. Он сумел показать, что величие может быть не только в драматических сюжетах, но и в спокойном закатном свете, отражающемся на тёплой шкуре животных.