Найти в Дзене

Что на самом деле стоит за речевой активностью ребёнка?

Вновь в комментариях прозвучал интересный вопрос от читательницы. ❓Мой сын никак не выходит в речевую активность (как вы писали, говорит, да не разговаривает). Он рисует хорошо, детишки подходят и спрашивают, что нарисовал, заговаривают с ним. Сын не отвечает, как будто игнорирует детей. Диалоги тренируем , но может мало... Что нужно, чтобы ребенок сам комментировал все свои действия? Кажется, если ребёнок проговаривает свои игровые сюжеты или просто озвучивает какие-то виды домашней деятельности, то у него высокая речевая инициатива. Вроде вывод лежит на поверхности: много действий, есть о чем сказать, значит неизбежна высокая вербальная активность. ✅ Давайте посмотрим на определение этого понятия, может оно поможет разобраться, как раскачать у ребёнка инициативу при общении. Речевая активность — это устойчивое свойство личности, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, в самостоятельном, инициативном использовании речи в практике общения. И более сж
Оглавление

Вновь в комментариях прозвучал интересный вопрос от читательницы.

❓Мой сын никак не выходит в речевую активность (как вы писали, говорит, да не разговаривает). Он рисует хорошо, детишки подходят и спрашивают, что нарисовал, заговаривают с ним. Сын не отвечает, как будто игнорирует детей.

Диалоги тренируем , но может мало... Что нужно, чтобы ребенок сам комментировал все свои действия?

Речевая активность - это совсем не про комментирование своих действий!

Кажется, если ребёнок проговаривает свои игровые сюжеты или просто озвучивает какие-то виды домашней деятельности, то у него высокая речевая инициатива.

Вроде вывод лежит на поверхности: много действий, есть о чем сказать, значит неизбежна высокая вербальная активность.

✅ Давайте посмотрим на определение этого понятия, может оно поможет разобраться, как раскачать у ребёнка инициативу при общении.

Речевая активность — это устойчивое свойство личности, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, в самостоятельном, инициативном использовании речи в практике общения.

И более сжато: речевая активность не только говорение, но и слушание, восприятие речи.

🤔 По-моему, не стало понятнее, что же надо отрабатывать с ребёнком, недавно овладевшим первичными навыками коммуникации, чтобы появилось это самое "устойчивое свойство личности" - речевая инициатива.

✅ Как обычно, имеем сложнейшую задачу, которую нужно решить понятными маленькому ребёнку средствами.

Есть опорные "киты" для создания базы инициативности

🔸Любопытство, которое "качаем" через сравнение (у вороны есть крылья, а у собаки нет крыльев и т. п.);

🔸Сопереживание тренируем через кормление всех, кого найдём (птицы, кошечки, собачки).

🔸Сочувствие - через проявление жалости к чужой боли (всех лечим, мажем, бинтуем, заклеиваем пластырем);

🔸Желание поделиться радостью с близкими. Тут действуем через 3-е лицо - иди покажи папе, какая у тебя красивая новая машинка.

🔸Гордость за результаты своего труда, пусть на наш взгляд и весьма скромные.

✅ Работая над формированием данных качеств, мы неизбежно занимаемся развитием игровой деятельности, учим детей делать логические выводы, подмечать физические и душевные потребности других людей и осознавать свои желания.

Это всё в сумме и ведёт к повышению речевой инициативы. Всё как мы и хотели: через простое решаем сложное.

Перечисленные базовые "киты" помогают нам правильно и максимально быстро подвести ребёнка к проявлению речевой активности в диалогах.

А Стëпе его маленький питомец Лëва помогает учиться в первом классе.
А Стëпе его маленький питомец Лëва помогает учиться в первом классе.

✅ Приведу пример уже сформированной речевой инициативы у Вовы. Он отлично держится в диалоге: быстрая реакция, осмысление вопроса, живой эмоциональный отклик и, в конце ролика, расширение диалога по его собственному желанию.

Примеры таких диалогов встречаются практически в каждом рассказе-обсуждении, которых много в подборке "Диалоги". Обычно это случается при завершении описания животных. Прошлись по плану, а потом выходим в свободную беседу, которая как раз и строится на высокой речевой активности моих учеников.

Всем успехов в развитии речи!