Найти в Дзене

Князь Олег, главный поход

Поход 907 года на Константинополь довольно хорошо описан в ПВЛ: «В год 6415. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги». Очевидна серьезная работа при подготовке похода. Олег берет с собой воинов большинства восточнославянских княжеств. Говорить о численности армии очень сложно, но, очевидно, счет шел на д

Поход 907 года на Константинополь довольно хорошо описан в ПВЛ: «В год 6415. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги». Очевидна серьезная работа при подготовке похода. Олег берет с собой воинов большинства восточнославянских княжеств. Говорить о численности армии очень сложно, но, очевидно, счет шел на десятки тысяч человек. Движение осуществлялось как по рекам и морю, так и по побережью. Сейчас трудно себе представить, как обеспечивалась логистика, какими методами удалось собрать всю армию вместе. Вероятно, существовало несколько точек сбора, на которые отдельные контингенты войск приходили самостоятельно. Не стоит забывать, что в период конца IX - начала X веков не прекращаются войны внутри восточной Европы. После поражения от венгров Олег вынужден восстанавливать власть над частью славянских княжеств. То есть механизм сбора войск отрабатывался ежегодно. Не вызывает сомнения длительная дипломатическая работа перед походом. А что с противником, международной обстановкой?

В Византии правит Лев VI Мудрый, представитель Македонской династии. Очень интересный правитель, ученик патриарха Фотия (известен нам по описанию похода Аскольда на Константинополь), отец Константина Порфирородного (крестил княгиню Ольгу), создатель нового свода законов империи. Власть императора достигает наивысшего могущества, близка к абсолютной. Но в 906 году, накануне похода Олега, грандиозный церковный скандал. Император женится в четвертый раз на матроне по имени Зоя, матери Константина, что вызывает резкое неприятие иерархами церкви. Еще сложнее политическая обстановка. Я уже сравнивал ее с «игрой престолов» Д. Мартина, посмотрите сами.

В Болгарии в 893 году приходит к власти царь Симеон, ранее также ученик патриарха Фотия. Один из самых великих Болгарских царей, политической целью которого стало желание стать императором Византии. В 894 году начинается война. Армия болгарского царя двинулась в пределы империи. У города Андрианополя в Македонии византийское войско разбито наголову. Отметим сведения о том, что в гвардии императора служат хазары, которым по приказу Семена отрезали носы. В Византии спешно собирается новое войско, возглавил его известный полководец Никифор Фока Старший. Вступает в игру и Византийская дипломатия. Под 902 годом (дата не совпадает с Византийскими источниками, там 895 год) в ПВЛ запись: «В год 6410. Леон-царь нанял угров против болгар. Угры же, напав, попленили всю землю Болгарскую. Симеон же, узнав об этом, пошел на угров, а угры двинулись против него и победили болгар, так что Симеон едва убежал в Доростол». Семен, видимо, оставив часть сил в качестве преграды перед византийской армией, решил бить противников частями. Идет на венгров, но терпит сокрушительное поражение. Отметим, что венгры к 895 году обосновались на территории нынешней Молдавии, откочевав от своей изначальной территории на Волге и Каме. На стороне Византии и Хазарского каганата они принимали активное участие в войне против Олега. Летописная дата осады ими Киева (898 год), возможно, также должна подлежать переоценке, так как под этим годом они уже воюют в Италии, а годом ранее разгромили Великоморавское государство. Византийская империя на момент поражения Семена от венгров ведет бесконечную войну с Арабским Халифатом. Поэтому она предлагает болгарам мир. Семен мир подписывает, византийская армия уходит, частично распускается по домам. После заключения мира с Византией Семен заключает союз с печенегами и вместе они нападают на венгров. В 896 году происходит кровопролитное сражение, в ходе которого венгры разбиты. Источники приводят сведения о резне, учиненной победителями. После этого поражения, а, возможно, и под давлением Олега венгры уходят за Карпатские горы. С этого момента направление их экспансии только на запад. Более в источниках нет сведений об их участии в войне на востоке. Семен, нарушив мирный договор в 896 году, снова идет на Византию. В битве при Булгарофиге византийская армия разбита. По новому договору Византийская империя обязалась платить ежегодную дань. Для империи мирная передышка не продолжилась долго. Возобновилась война с арабами, в 902 году империя потеряла последнюю крепость на Сицилии. В 904 году арабские пираты взяли и разграбили Фесалоники – богатейший город империи. Для противодействия арабам собираются новые вооруженные силы. В 905 – 906 году византийская армия успешно воюет с арабами, продвинувшись вплоть до г. Алеппо. В этот момент и наносит удар Олег Вещий.

-2

Поход оказался кратковременным, никаких сил для отражения агрессии империя выделить не могла. Эпизод с перетаскиванием кораблей на колесах вполне возможен, учитывая практику преодоления волоков на русских торговых путях. В военном плане он, видимо, позволял установить полную блокаду города, что для его огромного населения грозило неминуемым голодом. Империя предлагает переговоры. Заключается очень выгодный для державы Олега мир. Но бросается в глаза одна интересная черта. Читаем ПВЛ: «И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу». А где Новгород? Где Старая Ладога? Почему эти города, центральные в северном суперсоюзе, не перечислены в договоре? Главное умозаключение довольно простое. Перечисленные города в 907 году остаются центрами зависимых княжеств, у власти которых собственные династии князей. Ладога и Новгород в такой трактовке и не должны упоминаться, так как они полностью под властью Олега. Тут вопросы к Полоцку и Ростову, входящих в северный суперсоюз. Получается восстание Вадима Храброго их не затронуло, и у власти остались местные династии, покорные Рюрику. Кроме того напрашивается вывод, что для Новгорода и Ладоги не так и важен этот поход, но тогда возникают вопросы к самой теории пути «из варяг в греки». Возможно, торговля с Византией из – за длины пути, движения с товарами против течения рек, была не главной для этих городов. А основными участниками южного маршрута для северян стали купцы Ростова и Полоцка. Вероятно, торговля по Волге с Хазарским и Арабскими каганатами, с соседними поморскими княжествами славян и по Балтийскому морю с Европейским странами приносила более весомый доход. На этот вопрос частично отвечает арабский ученый Аль – Масуди «Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана, которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус, Румию, Кустантинию и Хазар». Если принять Лудана, как Ладога, то географ дает описание торговых маршрутов в Испанию, Рим, Константинополь и Хазарский каганат. В таком ракурсе действительно получается, что если для южнорусских княжеств торговля с Византией носит критически важный характер, то для северных городов возможны варианты.

Ну и наконец не могу не усомниться в доказательствах норманнской теории. Про имена переговорщиков, ставшими одной из основ построения теории мы уже ранее говорили. Возьмем милый эпизод заключения перемирия: «Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир». Если Олег скандинав то, что будет ему стоить клятва чужим богом? О Византии можно много говорить, но дураков там не было. Империя, славившаяся своей дипломатией, приняла клятву, принесенную чужому богу? Не смешите. Олег, без сомнения, поклонялся Перуну и Велесу, а таких богов в пантеоне Скандинавии нет. Тут кроются другие загадки – были ли Перун и Велес богами всех восточных славян? О каком законе Русском идет речь?