Найти в Дзене
psy.zhuravleva

Над чем мы на самом деле работаем в психотерапии, когда говорим о деньгах?

Тема денег почти никогда не бывает про деньги, хотя на поверхности именно они становятся поводом для тревоги, конфликтов, стыда или чувства несоответствия. За каждым вопросом о заработке, расходах или страхах бедности скрывается куда более важный пласт психики. Например, наша история про безопасность, про ценность, про опору и про то, что мы когда-то усвоили о себе и мире. И именно поэтому разговоры о деньгах в терапии неизбежно оказываются разговорами о внутреннем устройстве человека. Когда мы обсуждаем страх тратить, мы обычно говорим о тех моментах, когда в детстве деньги ассоциировались с угрозой, потерей дома, непредсказуемостью родителей, ощущением, что ресурсы исчезают внезапно. И тогда экономия превращается не в рациональный выбор, а в способ удержать мир от распада. Когда человек переживает свою «малозначимость» по заработку, он чаще всего сталкивается не с рынком труда, а с тем, что в глубине себя не чувствует права занимать место, просить достойную оплату, быть видимым и ну

Тема денег почти никогда не бывает про деньги, хотя на поверхности именно они становятся поводом для тревоги, конфликтов, стыда или чувства несоответствия. За каждым вопросом о заработке, расходах или страхах бедности скрывается куда более важный пласт психики.

Например, наша история про безопасность, про ценность, про опору и про то, что мы когда-то усвоили о себе и мире. И именно поэтому разговоры о деньгах в терапии неизбежно оказываются разговорами о внутреннем устройстве человека.

Когда мы обсуждаем страх тратить, мы обычно говорим о тех моментах, когда в детстве деньги ассоциировались с угрозой, потерей дома, непредсказуемостью родителей, ощущением, что ресурсы исчезают внезапно. И тогда экономия превращается не в рациональный выбор, а в способ удержать мир от распада.

Когда человек переживает свою «малозначимость» по заработку, он чаще всего сталкивается не с рынком труда, а с тем, что в глубине себя не чувствует права занимать место, просить достойную оплату, быть видимым и нужным.

Деньги становятся мерой ценности только там, где ценность никогда не была внутренним переживанием.
  • Когда человек берет долги, это иногда про импульсивность, но чаще про попытку заполнить внутреннюю пустоту, заменить ощущение недостаточности чем-то внешним. Покупка тогда становится не приобретением вещи, а попыткой почувствовать себя живым хотя бы ненадолго.
  • Когда мы говорим о невозможности копить, мы часто обсуждаем не дисциплину, а бессознательное убеждение, что «хорошего будущего всё равно не будет», которое растёт из детского опыта нестабильности, переездов, эмоциональных штормов. Сбережения невозможны там, где нет ощущения завтрашнего дня.
  • А когда мы говорим о том, что человек не может позволить себе отдых, мы касаемся темы внутреннего критика, который запрещает расслабляться, пока «ты не выстроишь жизнь правильно». Но жизнь, как известно, не выстраивается под диктовку строгого внутреннего родителя, она возвращается только тогда, когда у человека появляется пространство быть слабым.

И в какой-то момент становится ясно, что работа с деньгами в терапии похожа на работу с представлениями о себе: насколько я значим, насколько я имею право, насколько я могу опираться на себя и других. Деньги оказываются символом не свободы, а внутренней структуры: насколько устойчиво моё ощущение мира, насколько я доверяю жизни, насколько умею выбирать, отказывать, принимать и заботиться о себе.

Поэтому разговоры про финансы в терапии, это скорее разговоры про психологические границы, про уровень тревоги, про внутренние запреты и про ту взрослость, которая формируется, когда человек перестаёт жить в логике выживания и начинает жить в логике заботы. И, возможно, именно в том, как мы распоряжаемся своими ресурсами, временем, силами, вниманием и скрыта самая честная картина того, как мы обращаемся с собственной жизнью.

Что думаете об этом?