Найти в Дзене
Мама, не пиши мне

Вспоминаем Всеволода Шиловского: он был помешан на театре, его завещание студентам, личная драма

Оглавление

Всеволод Шиловский учился у гениальных стариков Московского Художественного театра и пронес через всю жизнь верность традициям высокого искусства.

Помешанный на театре

Его называли помешанным на театре. Он много играл, ставил спектакли с великими постановщиками, учил молодежь. В фильмографии артиста насчитывалось более 130 работ в кинематографе. Главных ролей было не так много, но зато какие эпизоды. Сам он с иронией отмечал свой творческий диапазон — от Наполеона до алкаша.

Шиловский не просто играл, он перевоплощался, меняя человеческую природу.

Режиссерский успех

Его увлекла и режиссура фильмов. Одним из первых советских многосерийных телевизионных фильмов стал «День за днем» — это было его рук дело. Зрителям запомнилась блестящая комедийная картина «Миллион в брачной корзине», мелодраматическая история «Блуждающие звезды» и напряженная драма «Кодекс бесчестия». Разные жанры, индивидуальный почерк, целая россыпь актерских удач.

Личная драма: гибель МХАТ

В интервью Всеволод Николаевич рассказывал о причинах, побудивших его создать собственный театр именно тогда, хотя такая возможность представлялась и десятилетия назад.

«Потому что жизнь — это есть наша режиссура. Произошла трагедия. Я бы сказал, трагедия века. Уничтожили Художественный театр. Это невосполнимая потеря», — говорил артист.

Для Шиловского гибель МХАТ стала личной драмой. Он принципиально не снимался в кино, пока у него был «зеленый домик Мхата». Когда театр, которому он служил, перестал существовать, это пришлось пережить, и он ушел в кинематограф — и как постановщик, и как актер.

-2

Педагогическое призвание

Его педагогический путь начался рано, в двадцать три года, когда его пригласили преподавать в Школу-студию МХАТ. Его студентами были почти ровесники, впоследствии ставшие известными артистами. После распада МХАТ Шиловский ушел и оттуда, тяжело переживая за судьбы выпускников.

«Я настолько переживал за своих учеников, потому что они не способные, они талантливые. И этот товар, то есть, грубо говоря, генофонд нашей страны», — отмечал он.

Рождение театра

О создании театра он не мечтал, но его уговорили взяться за руководство мастерской во Всесоюзном государственном институте кинематографии, где он в итоге преподавал двадцать пять лет. Идея собственной сцены родилась позже, а реализовать ее помогли люди, поверившие в него.

Людмила Гурченко и Всеволод Шиловский
Людмила Гурченко и Всеволод Шиловский
«Я не верил давно в слова, верил только в поступки. А этот громадный человек, он услышал меня и дал грант на постройку театра», — с благодарностью вспоминал Шиловский.

Уникальная сцена

Открытие театра стало событием, сравнимым по масштабу с рождением «Современника» или «Таганки». Уникальность его заключалась в том, что труппа представила сразу тринадцать готовых спектаклей, которые студенты берегли и с которыми уже гастролировали. Но главное отличие заключалось в особой камерной сцене, создававшей эффект микромира, где зритель и актер находились на расстоянии вытянутой руки. Это требовало от артистов предельной органичности и правды.

Признание коллег

Коллеги высоко оценили этот шаг. Артист Станислав Садальский, много снимавшийся с Шиловским, подчеркивал его щедрость и неиссякаемую творческую энергию.

«Шиловский — мастер, мастер, бегите смотрите настоящий русский театр, со всеми традициями. И он не то что костный, он меняется. Это можно назвать неореализмом, но это русский театр, настоящий русский театр», — заявлял Садальский.
С Ларисой Голубкиной; С внуками
С Ларисой Голубкиной; С внуками

Воспитание русского артиста

На вопрос о том, как воспитать русского артиста в эпоху господства заокеанских кинематографических образцов, Шиловский отвечал с позиции историка театра. Он напоминал, что сам американский кинематограф во многом вырос из системы Станиславского после гастролей МХАТ в Америке в двадцатые годы. Такие гиганты, как Спенсер Трейси, гордились тем, что их педагогом был Михаил Чехов.

С женой
С женой

Мировое признание МХАТ

В подтверждение своих слов он приводил яркий эпизод. Во время гастролей МХАТ в Англии великие Лоуренс Оливье и Пол Скофилд просили сфотографироваться с мхатовским артистом Василием Орловым. Позже оба признавались:

«Мы можем сыграть всё, но так, как они играют, — никогда».
«Вот признание Художественного театра правды. И фабрика грез — это МХАТ. Вы посмотрите, как они потрясающе работают», — резюмировал Шиловский.

Наследие мастера

Таким образом, открытие театра-студии Всеволода Шиловского было не просто попыткой сохранить традиции, но и смелой заявкой на продолжение великих принципов русского психологического театра в современном мире.

Всеволод Шиловский в роли из фильма"Военно-полевой роман"
Всеволод Шиловский в роли из фильма"Военно-полевой роман"

Мост между эпохами

В пространстве современной культуры, где так остро стояли вопросы самоопределения и сохранения традиций, фигура Всеволода Шиловского представала как живой мост между эпохами. Артист, постановщик, педагог, он всей своей жизнью доказывал незыблемость фундаментальных ценностей русского театра. В своих откровенных монологах Шиловский касался болезненных тем, делился сокровенными воспоминаниями и формулировал жесткие, но честные профессиональные принципы.

Диагноз: русский артист в Голливуде

Размышляя о месте русского актера в мировом кинематографе, Шиловский выдавал безжалостный диагноз:

«Ребята, у вас все ниши заняты, попреподавать можно, но жить с вами нельзя, потому что ни один русский артист не прошёл Голливуд. Почему? Они понимают, что мы совсем школа мхатовская в них. И все ниши заняты. Плохих могут русские играть. И даже некоторые играли главные роли. Даже одна актриса, моя подруга, потрясающая актриса, она была женой громадного артиста. Плохих, пожалуйста, играйте, потому что они знают, у нас потрясающая школа».

И тут же добавлял с решимостью:

«И если ещё знать английский язык, то эта победа будет за нами».

Однако его вывод был парадоксален: «Поэтому лучше не допускать». Это было не пораженчество, а трезвая оценка системы, где мастерам психологической школы отводили лишь амплуа антагонистов.

С внучкой; кадр из фильма "Военно-полевой роман"
С внучкой; кадр из фильма "Военно-полевой роман"

Фейерверк дружбы и любви

Гораздо ближе его сердцу была атмосфера творческого содружества, тот самый «МХАТовский» дух, который он пронес через всю жизнь. С теплотой он вспоминал одну из таких работ: «Мне кажется, что все Николаевич он вокруг себя объединил, а талантливых, каких-то очень вдохновенных людей. Поэтому, когда мы все встретились на съёмочной площадке, это была не работа, это были не съёмки, это было какое-то такое созидание с удовольствием, когда все шутили, когда а наши великие артисты Александр Анатольевич Ширвиндт и Софико Чиаурели импровизировали, когда я всё время кололась, потому что мне было ужасно смешно, и я не могла сдержать своего смеха. И это был такой вот фейерверк, ну, какой-то дружбы и любви».

Артист и актёр: граница, которую он проводил

Центральной темой его размышлений было разграничение понятий «артист» и «актер». Он апеллировал к стихотворению Давида Самойлова, которое начиналось словами:

«Артист совсем не то же, что актёр. Артист живёт без всякого позёрства».
-8

Для самого Шиловского эта разница была фундаментальна.

«Артист своего ремесла. Сапожник, — приводил он неожиданную, но точную параллель. — Так потрясающий артист. мастерства. Парикмахер, артист, потрясающий артист своего мастерства. Художник-артист, художник артист изображения. Актёр, ну как в актёр лучничий».

Он подчеркивал, что это звание было уделом избранных:

«Очень маленькое количество может выдержать это ремесло, потому что или ты в нём целиком, или ты существуешь. Поэтому артист - это грандиозное звание».

И с гордостью напоминал об истоках:

«артист императорских театров, не актёр, артист. Их было пять, до всех званий. Заслуженный артист императора. Их всего пять было. Это супер. Вот что такое Россия».

Педагогика Шиловского: кнут, пряник и 150 фильмов

Именно эта философия лежала в основе его педагогического метода. Воспитание артиста, по Шиловскому, – это было не только обучение ремеслу, но и формирование интеллекта и характера. Его подход был суров и принципиален.

«Первый курс, кто в брюках сидят, это якобы мужчины. Среди артистов мужчин очень мало, потому что, как говорится, при всей могучей внешности может быть слюнтяй, и так далее и тому подобное. Ничего мужского нет. В женщин гораздо больше. Почему? Мужество больше, меньше ролей».

Он устанавливал железное правило:

«Если кто-нибудь из вас когда-нибудь оскорбит девочку, хамского поведения, моментально без объяснений вылетает с курса. У них жизнь гораздо сложнее, чем у вас, товарищи мужики».

Со студентами; с внучкой
Со студентами; с внучкой

Далее следовал интеллектуальный наказ:

«Что вы читали, что смотрели, в каких музеях были? Вывешивается 150 названий фильмов. Будьте любезны посмотреть. Это наша школа, наше будущее, наше прошлое и так далее. Там гениальные артисты, учитесь у них».

Шиловский был убежден:

«Вот если ты не воспитаешь интеллект, а современный артист, без интеллекта… Вот если я буду не современный, искренне по сегодняшнему дню надо уйти, не мешать другим, потому что я обязан быть на сантиметр впереди, иначе ты не поведёшь за собой людей».

Свою задачу он видел в том, чтобы выявить индивидуальность: «главное, что чтобы не все были как Шловский, а все были индивидуальны».

Ученики о Мастере

Его ученики с благодарностью и легкой робостью подтверждали действенность этой системы.

Они говорили о его уникальном даре видения:

«Он берёт какие-то внутренние качества, он видит какие-то там, я не знаю, может быть, жизненные боли, и эти жизненные боли он может вытащить, всё время что-то придумывает. Очень сильно от тебя отталкивается».

Отмечали его требовательность:

«Николаевич хвалит редко. У него есть любимое выражение:
"Если я ничего не говорю, значит всё хорошо".
-10

Поэтому если что-то плохо, мы узнаём об этом сразу. На сцену летят стулья, столы и всё, что лежало на столах». И, конечно, его отеческую заботу: «Он всегда за нас горой, и мы за него тоже».

Сам же Шиловский, будучи маститым мастером, признавался, что учился и у своих студентов.

«Всегда. Во-первых, они моложе раз в 100. Во-вторых, у них такие вещи получаются. Ни один постановщик этому не научит. То есть, если он правильно выстраивает роль, обязательно что-то такое будет. У меня этого нет. Я как экскаватор беру вот так вот себе. Как брал у стариков, также и у них беру».

«Маленький МХАТ»: принципы и фантазия

Создание собственного театра – «Маленького МХАТА» – стало для него логичным продолжением пути. Здесь он воплощал свой главный принцип: «где не может быть вот этих черноты, маразма».

Он цитировал Станиславского:

«спектакль должен быть понятен последнему перчаточнику. То есть это должно быть понятно по эмоциям. Или ты смеёшься, или ты переживаешь, но ты участвуешь в спектакле».

Он с горечью констатировал современное состояние:

«Приходишь в театр, ждёшь то ли какого-то подвоха, то ли какое-то стыдобище».

И винил в этом режиссерский произвол:

«Я всё время молодым режиссёрам говорю: "Ребята, вот смотрите, сколько потрясающей классики у нас. что вы с ней делаете? Вы хотите, чтобы Гурмыжская была в кольсонах?»
-11

Его же подход – это было бережное отношение к автору и мощь постановочного видения. Он вспоминал, как ставил «Волоколамское шоссе»:

«Открывается занавес и полуобожжённая какая-то штука висит, типа занавеса. Я Алочку Демидову попросил зачитать Ольгу Берггольц. Когда ты не слышишь шума, а начинаются мурашки, децибелы такие. Ты не слышишь, а чувствуешь. И вот этот гул идёт. И когда открывается занавес, ты видишь поле боя, разбитые трупы... И кровью играли артисты. Вот что это такое для меня театр. Фантазия».

Взять зал с первой секунды

Главной задачей артиста на сцене, по его мнению, было завладеть вниманием зала с первой секунды.

«С первых реплик, с первых ты должен взять зрительный зал. Если не умеешь брать, уходи со сцены. Эти биотоки должны от него идти».

Он приводил случай из практики, когда ему пришлось прервать спектакль из-за невнимательных зрителей.

«Пошёл на вансцену, поднял руку, как гаркнул. "Вы что, где вы находитесь? Уважать будете или театр, или хотя бы кто находится на этой сцене?" Продолжаем спектакль. Мёртвая тишина».

-12

Этот поступок едва не стоил ему выговора, но за него вступился сам Михаил Яншин.

Страсть к сцене и мечта о достойной зарплате

Несмотря на всю свою преданность театру, Шиловский не закрывал дверь для кинематографа, но выдвигал жесткое условие:

«В этом возрасте надо или получать хорошую роль, или хорошего постановщика». Однако истинной его страстью до конца оставались сцена и ученики. «А главное, знаете, что? Вот видеть так глаза, как ваши. А они же вышкалены мною, они живые… Когда ты видишь, что он мастер, это же гордость… Причём у этих годёнышесть такая органика уже зал ломится просто от смеха, потому что они в этом живут… Вот это кайф».

Его новый театр был предприятием, выстраданным и созданным с нуля, где артисты сами «ставили декорации, разбирали декорации, мыли полы». Мечта Шиловского была прагматична и высока одновременно: «Заработать, потому что Москва дала на гастроли, на коммуналку, на новые спектакли. Кроме одного, мы частный театр на зарплату. А я считаю, что мы так должны заработать, чтобы у моих артистов любимых были хорошие зарплаты».

-13

Эпилог: секрет энергии

Секрет его неутомимой энергии был прост. Он всю свою жизнь занимался исключительно тем, что любил, и заряжал этой любовью всех окружающих. Для многих он навсегда остался тем, кто доказывал, что с театральным искусством может быть всё в порядке. Потому что для Всеволода Шиловского театр начинался не с вешалки, а с любви к театру.

-14