Объединённая двигателестроительная корпорация, входящая в Госкорпорацию Ростех, впервые представила новые разработки на Международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2025. Внимание отечественных и зарубежных партнеров привлек новый двигатель пятого поколения 177С и его усовершенствованная версия.
Одна из крупнейших мировых аэрокосмических выставок, Dubai Airshow проводится раз в два года под патронатом шейха Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума – вице-президента и премьер-министра Объединенных Арабских Эмиратов. На сегодняшний день это крупнейшая выставка отрасли на Ближнем Востоке и одна из трех крупнейших в мире. В этом году в Dubai Airshow приняли участие более свыше 1500 компаний из 115 стран, были представлены более 200 самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. Посетителями выставки стали более 148 тысяч человек.
ОДК на Dubai Airshow2025
Россия в этом году – единственная страна, чья продукция представлена в отдельном павильоне. Нашу делегацию в Дубае возглавил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Денис Мантуров. В Дубай также прибыли руководители всех ведущих предприятий Госкорпорации Ростех и ее глава Сергей Чемезов. «Мы привезли сюда самую большую экспозицию за всю историю этой выставки», – подчеркнул глава Ростеха. Делегацию Объединенной двигателестроительной корпорации возглавил генеральный директор Александр Грачев.
«В этом году на Dubai Airshow в единой российской экспозиции предприятия Госкорпорации "Ростех" представили целую линейку передовых разработок для авиации, среди которых и ряд мировых премьер. Мы продемонстрируем в Дубае двигатель 177С для оперативно-тактической авиации», – рассказал Александр Грачев.
В первый день авиасалона президент ОАЭ Мухаммад бен Зайд аль-Нахайян, сам в прошлом военный летчик, в сопровождении генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова осмотрел экспозицию ОДК, в рамках которой корпорация представила полностью российский авиационный двигатель ВК-650В для вертолетов легкого класса, сертифицированный в конце 2024 года, двигатель СМ-100 для учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов и малоразмерные турбореактивные двигатели в классе мощности от 40 до 150 кгс. Центральным экспонатом экспозиции являлся полноразмерный макет двигателя 177С.
Этот двигатель впервые был представлен зарубежным специалистам на Международной авиационно-космической выставке Airshow China 2024, которая проходила ровно год назад в китайском городе Чжухай. В рамках Dubai Airshow 2025 состоялась премьера двигателя на Ближнем Востоке.
Двигатель 177С: важнейшие преимущества и инновации
В течение всех экспозиционных дней возле стенда, на котором был установлен макет двигателя 177С, находились делегации и индивидуальные посетители. Чем же так интересен этот двигатель?
Во-первых, это новейший российский двигатель для оперативно-тактической авиации пятого поколения, управление которым осуществляется электронно-цифровой системой управления двигателем (ЭСУД), также известной как FADEC (full authority digital engine control). Подобные решения не в новинку в гражданском двигателестроении, но в оперативно-тактической авиации несколько иные требования к живучести летательного аппарата. Поэтому, наряду с ЭСУД, в двигателе 177С и его модификации в качестве резервной сохранена и гидромеханическая система управления.
Во-вторых, как утверждают специалисты ОДК, новинка по своим характеристикам превосходит предшественников и иностранные аналоги. Один из важнейших качественных показателей – увеличенная тяга: 177С обеспечивает максимальную тягу в 14,5 тонн. Что важно, добиться этого удалось исключительно инновационными технологическими решениями – без увеличения расхода воздуха и без понижения ресурса. Напротив, назначенный ресурс 177С, по сравнению с предшественниками, увеличен в три раза и достиг 6000 часов, при межремонтном ресурсе 1500 часов. Эти важные с экономической точки зрения показатели способны значительно повысить успех нового двигателя на мировом рынке.
При этом расход топлива в новом двигателе был снижен на 7% – минимальный удельный расход составил менее 0,67 кг/кгс·ч. Это дает увеличение радиуса боевого применения, а также обеспечивает увеличенное энергопотребление для питания электронных систем современных самолетов. Сухая масса двигателя составляет 1530 кг, диаметр входного отверстия – 905 мм. Двигатель оснащен трехступенчатым компрессором низкого давления.
Применение и перспективы 177С
Одним из важнейших преимуществ двигателя 177С для потенциальных заказчиков является его реализация в габаритах и весовых характеристиках двигателей четвертого поколения АЛ-31Ф/ФП. Таким образом, 177С пригоден для ремоторизации самолетов поколения 4++ семейства Су, а также для установки на самолеты КБ Сухого пятого поколения. Этим объясняется повышенный интерес к двигателю делегаций из ряда стран, в которых эксплуатируются самолеты Су-30 различных модификаций – а таких самолетов за пределами России применяется около семи сотен. Следовательно, потенциальный рынок ремоторизации составляет не менее 1000 двигателей нового поколения.
Несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему и габариты, двигатель на 80% состоит из новых деталей, включая плазменную систему зажигания и новый компрессор большего диаметра. «Входящие сегодня в продуктовую линейку ОДК силовые установки для самолетов и вертолетов различной мощности созданы с применением передовых технологий и материалов, что способствует улучшению летно-технических характеристик существующих и перспективных авиационных платформ. Это открывает горизонты для совместных проектов с партнерами на Ближнем Востоке», – дополнительно отметил глава ОДК Александр Грачев.
Объединенная двигателестроительная корпорация уже заявила о готовности к дальнейшему развитию сотрудничества с Объединенными Арабскими Эмиратами. В пресс-службе ОДК подтвердили: «Продукция ОДК востребована в странах-партнерах, и корпорация открыта для дальнейшего развития международного сотрудничества, в том числе с ОАЭ».