Тема урока: «В гостях у сказки. Дикие животные: заяц, лиса, волк, медведь. Составление простой фразы с помощью карточек PECS»
Цель: Развитие речевых и коммуникативных навыков на материале темы «Дикие животные».
Базовый уровень:Ребёнок может использовать карточки для выражения простых потребностей.
Продвинутый уровень:Ребёнок может составить из карточек простую фразу из 2-3 слов.
---
Задачи:
· Образовательные и коррекционные:
· Актуализировать и расширить словарь по теме «Дикие животные» (заяц, лиса, волк, медведь).
· Учить выделять характерные признаки животных (большой/маленький, пушистый, быстрый, хитрая).
· Учить понимать и выполнять простые инструкции («покажи», «дай», «положи»).
· Формировать навык составления простой фразы из 2-3 элементов (например, «Дай лису» или «Волк большой») с помощью карточек PECS или других средств альтернативной коммуникации.
· Развивать артикуляционную моторику через имитацию звуков животных.
· Коррекционно-развивающие:
· Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
· Развивать мелкую моторику (работа с карточками, прикрепление на планшет).
· Корригировать речевые нарушения через побуждение к речеподражанию и использованию доступных средств коммуникации.
· Воспитательные:
· Воспитывать интерес к общению, желание вступать в коммуникацию.
· Формировать навыки сотрудничества и работы по образцу.
---
Оборудование:
· Для учителя: Ноутбук/интерактивная доска для показа презентации или короткого мультфильма («Теремок», «Колобок»), магнитная доска, большие картинки с изображениями диких животных (заяц, лиса, волк, медведь), набор больших карточек PECS (символы: «Я», «Вижу», «Дай», «Хочу» + названия животных + признаки «большой», «маленький»), игрушки-фигурки диких животных.
· Для учащихся: Индивидуальные коммуникативные планшеты (или полоски-липучки) для составления фраз, индивидуальные наборы карточек PECS (у каждого свой набор, соответствующий его уровню), цветные карандаши, рабочие листы с контурами животных.
---
Ход урока
1. Организационный момент. «Эмоциональный круг». (3-4 минуты)
Цель: Создать положительный настрой, настроить на коммуникацию.
· Учитель приветствует каждого ребёнка по имени, устанавливая контакт глаз: «Привет, Маша! Я рада тебя видеть».
· Альтернатива для неговорящих детей: Учитель показывает карточку «Привет» и помогает ребёнку показать карточку «Привет» в ответ или помахать рукой.
· Игра «Какой я сегодня?»: Дети по очереди (вербально или с помощью карточек-смайликов) показывают своё настроение («весёлый», «грустный», «спокойный»).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. «В лесу». (3-4 минуты)
Цель: Разогреть артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.
· «Ветерок в лесу»: Подуть на полоски бумаги (листочки).
· «Волк воет»: Тянем звук [у-у-у] тихо и громко.
· «Лисичка облизывается»: Облизать губы по кругу.
· «Зайчик грызёт морковку»: Покусываем и пощёлкиваем языком.
3. Введение в тему. Сюрпризный момент. (5 минут)
Цель: Мотивировать детей, ввести тему «Дикие животные».
· На экране появляется заставка леса, звучат лесные звуки (пение птиц, шум ветра).
· Учитель: «Ребята, куда мы с вами попали? (В лес). Посмотрите, кто это к нам пришёл в гости?»
· На экране по очереди появляются изображения животных (заяц, лиса, волк, медведь). Учитель чётко называет каждого, дети повторяют (вербально или с помощью карточки с животным).
· Игра «Угадай по голосу»: Учитель проигрывает звуки животных (вой волка, рычание медведя), дети показывают соответствующую картинку.
4. Основная часть. Работа над лексикой и фразой. (15 минут)
Цель: Закрепить названия животных и их признаки, научить составлять простую фразу.
а) Активная игра «Найди домик»
· На доске – домики (большой и маленький). У детей – картинки животных.
· ция: «Маша, куда мы положим медведя? (В большой домик). Покажи карточку "большой"». Учитель побуждает ребёнка либо сказать слово, либо показать карточку с признаком, либо прикрепить картинку медведя на большой домик.
б) Работа с индивидуальными коммуникативными планшетами и карточками PECS
· Этап 1: Выбор. Учитель кладёт перед ребёнком две карточки (например, «лиса» и «волк»). Задаёт вопрос: «Кого ты хочешь?» или «Кого ты видишь?». Ребёнок должен взять и подать учителю карточку с нужным животным.
· Этап 2: Составление фразы.
· Учитель показывает образец на своём планшете: прикрепляет картинку «Я» + «Вижу» + «Заяц».
· Читает фразу, указывая на каждую карточку: «Я вижу зайца».
· Предлагает ребёнку повторить фразу на своём планшете. Учитель оказывает физическую помощь (рука в руке) или подсказывает жестом.
· Дифференциация:
· Уровень 1: Ребёнок составляет фразу «Дай [животное]», чтобы получить игрушку.
· Уровень 2: Ребёнок составляет фразу «[Животное] большой/маленький».
· Уровень 3: Ребёнок составляет фразу «Я вижу [животное]».
5. Физкультминутка. «Зарядка для зверят». (3 минуты)
· Повторение движений за учителем под музыку или стишок:
· «Зайка серенький скачет» (прыжки на месте).
· «Лисичка хвостиком машет» (покачивания бёдрами).
· «Волк зубами щёлк-щёлк» (широко открывать и закрывать рот).
· «А медведь пошёл домой» (ходьба на месте, вразвалочку).
6. Закрепление. Творческое задание. (5-7 минут)
Цель: Закрепить образ животного, развивать мелкую моторику.
· Детям раздаются листы с контурами животных (на выбор или тем, чью фразу они составляли).
· Задание: «Давайте "оживим" нашего зверя. Раскрасим его».
· Во время раскрашивания учитель задаёт наводящие вопросы: «Какого цвета шубка у лисы? (Рыжая). Кого ты раскрашиваешь?». Побуждает использовать речевую или карточную коммуникацию («Я рисую», «Лиса рыжая»).
7. Итог урока. Рефлексия. (3-4 минуты)
· Выставка: Дети показывают свои раскрашенные работы и с помощью планшета составляют итоговую фразу: «Вот мой заяц» или «Я нарисовал медведя».
· Оценка деятельности: Учитель хвалит каждого ребёнка за конкретные успехи: «Молодец, Саша, ты правильно составил фразу!», «Аня, ты красиво раскрасила лису!».
· Ритуал прощания: Учитель и дети обмениваются карточками «Пока» или машут друг другу рукой.
---
Методические рекомендации и принципы для урока «Речь и АК»:
1. Индивидуальный и дифференцированный подход: Задания и уровни сложности коммуникации (от жеста до фразы) подбираются индивидуально для каждого ребёнка (с РАС, ТНР, УО).
2. Принцип коммуникативной направленности: Весь урок – это ситуация общения. Даже невербальный ребёнок является активным участником с помощью своих карточек.
3. Структурированность: Урок имеет чёткую, повторяющуюся из раза в раз структуру, что даёт детям с ОВЗ чувство безопасности и понимание происходящего.
4. Наглядность и мультисенсорность: Задействуются зрение (картинки, карточки), слух (звуки), осязание (игрушки, работа с карточками), движение.
5. Мотивация: Использование игровых и сюрпризных моментов повышает интерес и побуждает к коммуникации.
6. Система поощрений: Похвала, социальное одобрение, получение желаемой игрушки после составления фразы «Дай» являются мощным стимулом для работы.
7. Единство речи и деятельности: Новые слова и фразы закрепляются в разных видах деятельности: игре, творчестве, движениях.