Найти в Дзене
РОЛЬФ

Догнать и перегнать. История о становлении японского автопрома, как мирового лидера

Это история о том, как Япония догнала и обогнала Америку. Не в глобальном мире, конечно, а в автомобильном. И случилось это в 1980-х годах. Но первый тревожный сигнал для американского автопрома прозвучал еще в 1975-м. Тогда Toyota стала самым популярным иностранным автобрендом в США. Японской компании удалось обойти всех конкурентов. Вообще, история успеха марки Toyota на авторынке США временами напоминает крутой детектив. Ни препоны, которые чинило местное автомобильное лобби, ни собственные просчеты не помешали Toyota Motor обогнать по продажам крупнейшие американские автоконцерны. Но большим спросом среди американцев пользовались не только Toyota Corolla и Corona, позднее Camry но и Nissan(Datsun) 1200 и Honda N600. К примеру, в 1975 году на американском рынке «Тойота» обошла «Фольксваген» (283 909 легковых машин против 246 183). Более того, немцы пропустили вперёд и «Датцун» (253 192 машины). А снизу их подпирала «Хонда» (102 383 машины). Отметим, что в 1979-м Японии удалось эксп

Это история о том, как Япония догнала и обогнала Америку. Не в глобальном мире, конечно, а в автомобильном. И случилось это в 1980-х годах.

Но первый тревожный сигнал для американского автопрома прозвучал еще в 1975-м. Тогда Toyota стала самым популярным иностранным автобрендом в США. Японской компании удалось обойти всех конкурентов. Вообще, история успеха марки Toyota на авторынке США временами напоминает крутой детектив. Ни препоны, которые чинило местное автомобильное лобби, ни собственные просчеты не помешали Toyota Motor обогнать по продажам крупнейшие американские автоконцерны.

Но большим спросом среди американцев пользовались не только Toyota Corolla и Corona, позднее Camry но и Nissan(Datsun) 1200 и Honda N600. К примеру, в 1975 году на американском рынке «Тойота» обошла «Фольксваген» (283 909 легковых машин против 246 183). Более того, немцы пропустили вперёд и «Датцун» (253 192 машины). А снизу их подпирала «Хонда» (102 383 машины). Отметим, что в 1979-м Японии удалось экспортировать на внешние рынки два млн автомобилей. Казалось, это немыслимое достижение.

Продажи японских автомобилей не только в США, но ипо всему миру росли, но существовало и несколько проблем. Японские компании получили репутацию производителя качественных машин, но их внешний вид … был скучен, а в модельном ряду не хватало спортивных и премиум-класса моделей. Тогда японцы занимали лишь средне-бюджетный и бюджетный сегменты рынка. Однако производителям в Стране восходящего солнца хотелось покорить новые вершины. И им это удалось. Анализируя рынок тамошние компании решили завоевать еще и сегментлюксовых машин.

Первый шаг в этом направлении в 1986 году сделала Honda. Она открыла премиум-подразделение Acura. Но настоящая революция случилась в 1989-м. На исходе десятилетияToyota создает Lexus, а Nissan – Infiniti. И если раньше японский автопром ассоциировался с надежностью, простотой, экономичностью и доступностью, то теперь еще и с разнообразием автомобилей разных классов комфорта.

И вот результат. В 1989 году в Японии было произведено 13 млн транспортных средств, почти половина из них отправлены на экспорт (порядка шести млн).

Причем, японцы не стеснялось проявлять свои амбиции и демонстрировать свои достижения. На презентации LexusLS400 в 1989-м инженеры поставили на капот бокалы с шампанским – при работе двигателя жидкость не колыхалась. Немцы были в шоке: японский седан оказалсятише и дешевле S-класса. Так Toyota унизила Mercedes.

В том же 1989 году Япония стала крупнейшим автопроизводителем в мире, опередив признанных лидеров отрасли - США и Германию.

Разумеется, японские автопроизводители завоевали лидирующие позиции на мировом рынке не только за счет люкс-класса. Они стали активно применять новые технологии. Например, электронное управление двигателем, турбонаддув, полный привод, антиблокировочная систематормозов и другие. Преуспели они и в относительно новых сегментах рынка, таких как минивэны, кроссоверы.

Плюс, не будем забывать и про более высокую, чем уконкурентов, производительность труда. А она была обеспечена широкой автоматизацией и лучшей организацией производственных процессов. Япония именно в это время опередила США и другие страны по выпуску и применению промышленных роботов в автомобилестроении. К 1980-м годам автомобилестроение превратилось в ведущую отрасль не только машиностроения, но и всей экономики Японии.

Любопытная статистика. На основе опросов потребителей, проведённых в том же 1989 годуамериканским журналом «Консьюмер рипорт», из 55 моделей автомашин, получивших наиболее высокие оценки в США, 38 (!) пришлось на импортированные из Японии или на японские модели, произведённые в США.

Это была чистая победа!