Тема урока: «Волшебное число 5. Состав числа 5»
Цель: Познакомить учащихся с числом и цифрой 5, изучить состав числа 5.
Задачи:
· Образовательные:
· Сформировать представление о числе 5 как о результате счета.
· Научить писать цифру 5.
· Познакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел (1+4, 2+3, 5+0).
· Закрепить понятия «предыдущее» и «последующее» число.
· Коррекционно-развивающие:
· Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику, пространственную ориентацию.
· Корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).
· Воспитательные:
· Воспитывать интерес к математике, усидчивость, аккуратность.
· Формировать навыки сотрудничества и умения работать по инструкции.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование:
· Для учителя: Большие карточки с цифрами (1,2,3,4,5), магнитная доска, набор магнитных фигурок (грибочки, яблочки, листочки), раздаточный материал (счетные палочки, кубики), плакат «Состав числа 5», игрушка или картинка «Гусеница».
· Для учащихся: Индивидуальные наборы: счетный материал (5 фигурок), карточки с цифрами, рабочий лист с заданиями, простой карандаш, цветные карандаши.
---
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 минуты)
Цель: Создать положительный настрой на работу.
· Учитель: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вас видеть! Сегодня нас ждет интересное путешествие в страну Математики. Давайте приготовимся к уроку: сядем ровно, спинки прямые, слушаем внимательно».
2. Актуализация знаний. (5-7 минут)
Цель: Повторить изученные числа и подготовить почву для нового материала.
· Игра «Найди соседа»: На магнитной доске вразброс цифры 1, 2, 3, 4.
· «Ребята, посмотрите, цифры перепутались. Помогите им встать по порядку!» (Ученики выходят к доске и выстраивают числовой ряд: 1, 2, 3, 4).
· Вопросы: «Какое число стоит после 3? Какое число стоит перед 2? Назовите соседей числа 3».
· Практическое задание: «Возьмите из своего набора 4 кубика. Постройте из них башню. Молодцы! А теперь положите перед собой столько фишек, сколько показывает цифра, которую я вам покажу» (учитель показывает карточки с цифрами 2, 4, 1).
3. Сообщение темы и целей урока. (2 минуты)
· Создание проблемной ситуации: Учитель прикрепляет к доске картинку «Гусеница» с 4 кружками-сегментами тела.
· «Посмотрите, кто к нам приполз? Это гусеница. Давайте посчитаем, из сколько частей состоит ее тело? (1,2,3,4). Гусеница грустная. Ей кажется, что она короткая. Давайте поможем ей стать длиннее! Что нужно сделать? (Добавить еще одну часть)».
· Учитель добавляет 5-й кружок. «Сколько теперь частей? Пять! Молодцы! Сегодня мы будем знакомиться с волшебным числом 5, научимся его писать и узнаем, из каких частей оно состоит».
4. Изучение нового материала. (10-12 минут)
а) Знакомство с числом 5.
· Счет предметов: Учитель на доске выставляет 5 магнитных грибов.
· «Гусеница приползла в лес. Давайте поможем ей сосчитать грибы. Считаем хором: один, два, три, четыре, ПЯТЬ».
· «А теперь покажите цифру, которая обозначает число "пять"». (Дети находят карточку с цифрой 5 в своем наборе).
· Письмо цифры 5. Учитель показывает на доске большой образец цифры 5.
· Стихотворение-описание: «Вот такую мы пятерку написать должны вы ловко: Спинку ровную ведем, животик кружком, сверху шапочку надеть – будем цифру 5 иметь!»
· Письмо в воздухе: «Давайте вместе в воздухе нарисуем красивую пятерку».
· Работа в тетради/на листе: Дети обводят цифру 5 по точкам, а затем пишут ее самостоятельно несколько раз. Учитель индивидуально помогает каждому ребенку, контролируя правильный захват карандаша и направление движения.
б) Состав числа 5.
· Практическая работа со счетными палочками.
· «Положите перед собой 5 палочек. Разделите их на две кучки. Как у васполучилось?» (Дети пробуют разные варианты).
· Учитель фиксирует все верные варианты на доске с помощью кружков или фишек, сопровождая записью:
· «Пять – это один и четыре» (1 + 4 = 5)
· «Пять – это четыре и один» (4 + 1 = 5)
· «Пять – это два и три» (2 + 3 = 5)
· «Пять – это три и два» (3 + 2 = 5)
· «Пять – это пять и ноль» (5 + 0 = 5)
· Работа с плакатом «Домик числа 5». Вместе с детьми «заселяем» домик, повторяя все пары.
5. Физкультминутка. (2-3 минуты)
Тематическая, связанная с числом 5.
· «А теперь гусеница предлагает нам отдохнуть!»
· Текст и движения:
· Раз – подняться, потянуться. (Потягивания)
· Два – согнуться, разогнуться. (Наклоны)
· Три – в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши)
· Головой – четыре кивка. (Киваем головой)
· На пять – руками помахать. (Вращения руками)
· И за парту тихо встать.
6. Закрепление изученного материала. (10 минут)
Работа по индивидуальным карточкам (задания дифференцированы по уровню сложности).
Вариант А (базовый):
1. Обведи и напиши цифру 5.
2. Раскрась 5 предметов в каждом ряду. (Нарисованы ряды, где предметов больше 5).
3. Соедини линией пример с правильной картинкой. (Пример: 2+3, а рядом картинки с группами предметов 2 и 3).
Вариант Б (более сложный):
1. Напиши пропущенные числа в "домике" для числа 5.
2. Вставь пропущенное число: 5 = ... + 2; 5 = 4 + ... и т.д.
3. Нарисуй столько яблок, чтобы вместе с нарисованными грушами получилось 5.
Учитель работает индивидуально с каждым учеником, оказывает помощь, хвалит за малейший успех.
7. Итог урока. Рефлексия. (3-4 минуты)
· Вопросы: «С каким новым числом мы сегодня познакомились? Какую цифру мы учились писать? Молодцы! Давайте еще раз хором повторим, из каких чисел можно собрать число 5».
· Оценка деятельности: «Вы все сегодня очень хорошо работали! Гусеница довольна, она стала длиннее и теперь отправляется в новое путешествие. А вам она оставляет вот такие веселые смайлики».
· Рефлексия: «У вас на столах лежат кружочки. Если на уроке вам было все понятно и интересно – нарисуйте на нем улыбку. Если были трудности – нейтральный ротик. Если было совсем трудно – грустный ротик». (Дети рисуют и показывают учителю). Это помогает учителю оценить эмоциональное состояние детей и понять, кто нуждается в дополнительной помощи.
8. Домашнее задание (по желанию или в индивидуальных тетрадях)
· Попросить родителей показать 5 одинаковых предметов дома (5 ложек, 5 тарелок, 5 книг).
· Нарисовать рисунок «Пять яблок на тарелке».
---
Методические рекомендации и принципы работы для школы VIII вида, использованные в уроке:
1. Принцип научности и доступности: Материал адаптирован для восприятия детьми с ОВЗ.
2. Наглядность: Максимальное использование иллюстраций, игрушек, счетного материала.
3. Деятельностный подход: Дети не пассивные слушатели, а активные участники: считают, двигаются, раскрашивают, составляют.
4. Коррекционная направленность: Упражнения на развитие моторики, сенсорики, внимания.
5. Игровая технология: Урок построен в виде игры-путешествия, что мотивирует детей.
6. Здоровьесберегающий подход: Смена видов деятельности, физкультминутка.
7. Индивидуальный и дифференцированный подход: Задания разного уровня сложности, индивидуальная помощь учителя.
8. Повторение и систематичность: Новый материал тесно связан с ранее изученным (счет от 1 до 4).