Здравия, товарищи!
Я немного слукавила в названии, сказав «мышечная ткань». Это некоторое упрощение, но в целом верно. А теперь к делу.
В комментариях был вопрос, относительно моего подхода к священному делу эффективного воздействия на мышцы, и на него невозможно ответить, если предварительно не сказать то, что будет ниже.
Фитнес-ментальность
Отмечу, что в этой статье я буду рассуждать в оснвном с позиций фитнес-ментальности, как я ее называю.
- Спортивная ментальность в среднем более ориентирована на какие-либо навыки и рассматривает тело в целом и мышцы в частности, как средство с помощью которого можно тот или иной навык осуществить.
- Фитнес-ментальность же имеет противоположную динамику, и видит в том или ином движении средство, с помощью которого можно воздействовать на тело в целом и мышечную ткань в частности.
И поскольку большинству людей важнее собственная форма, чем, скажем, дальность прыжка, то нужно признать, что фитнесо́вое видение процесса является более массовым.
Вот в основном с этой околобилдерской позиции и будем смотреть.
Пример с машиной
Наверное, опытные автомобилисты сейчас будут смеяться, но прошу простить меня и не кидать все шишки с сосны. Привожу пример, как умею.
Итак, чтобы машина хорошо ездила, получить посылку с ее составляющими маловато будет.
Нужно чтобы и топливо подавалось стабильно, и чтобы ходовые части были смазаны, и искру вышибало вовремя и еще много чего.
И уж точно колеса должны быть равномерно накачаны и вся система должны быть сбалансирована.
И даже если все это есть, но тарантас лет двадцать простоял во влажном гараже, вероятно, прежде чем давить на газ, нужно все проверить, как минимум.
Для вменяемого автомобилиста это, мне кажется, само собой разумеется.
Едем в тело
Но как только речь заходит о нашей биологической машине, то люди начинают думать, что, когда возникнет такое желание, можно будет просто взять и поехать.
А если едется паршиво – нужно посильнее давить на газ (модель «делай базу до отказу») или масло сменить (модель "без спортпита – никуда").
Если не помогло – закинуться волшебным бензином (модель «фар́ма решает!»).
Если и это не сработало – можно ненадолго остановиться и поскулить при Луне на фантастические запчасти отечественного автопрома (модель «генетика решает»).
Когда колесо отвалится – выйти nа́hren и в сердцах сказать, что автомобиль – гуана жидкая, а рулит самокат (модель «спорт калечит, физра – лечит»).
А то, что под капотом не первый год жило ведро ржавчины, одно колесо было спущенным, и вообще они были разного размера – то такое.
Как должно быть и чего хотеть?
В общем, тело должно быть таким же оттюнингованным, как и машина.
Чтобы мышцы были отзывчивыми, они должны быть окультурены. Их нужно возделывать, прежде чем на урожай рассчитывать (слово «культура» именно возделывание и означает).
Они должны хорошо снабжаться кровью, и эта способность должна основательно перекрывать их вероятную активность, к каждому волокну должны подаваться питательные вещества, оболочки клеток должны хорошо скользить, соответственно со смазкой и ее подачей должно быть все нормально.
Соединительная ткань должна быть и упругой и эластичной, к мышечным волокнам должны подходить хорошие провода, чтобы передавать серьезные импульсы, все должно быть забито митохондриями, которые обеспечат высокий энергетический уровень…
И это не считая общих требований к системе в целом, ибо она, имея просадки, не будет активно совершенствовать тот или иной участок, чтобы потом его содержать, когда даже то, что есть, упирается в пределы ее жалкого бюджета.
Что-то там по капельке капать будет, да и все на этом.
Система должна быть окультурена, под наращивание результатов её нужно подводить, и если этого не сделать, то останется только рассчитывать на то, что это будет дано от природы, что случается даже не в 1% случаев, а много реже.
Как было задумано изначально?
В естественной среде колоссальный и непрерывный объем неструктурированной физической активности, копившийся с первого года жизни, формирует очень высокую культуру мышечной ткани в частности и тела в целом.
И, что очень важно, это продолжается поколениями.
Я не затрагиваю особо этот вопрос, но каждый раз, когда вы что-то делаете, вы активизируете тот или ной ген.
И из того, что я вижу в плане физической деятельности, те гены, которые усердно активируются из поколения в поколение, будут "лежать на поверхности" и потомкам не придется прилагать уйму усилий, чтобы достучаться до них.
И именно здесь, на мой взгляд, кроется причина т. н. «африканской генетики» или «генетики деревенских парней».
Но в современном мире мы видим людей, двигательная активность которых была воистину жалкой по сравнению с той, которая нам была необходима.
Она и раньше была обычно недостаточной, но к настоящему времени снизилась настолько, что я считаю, что у нынешних детей украли их физическое детство, превратив в гибрид недоросля и пенсионера.
И если лет до 14–15 они по получат хотя бы минимальный объем активности – это уже нельзя будет вернуть ничем. Что-то можно вернуть, но ряд дефектов уже никуда не денется.
Между тем таких не прошедших нормальной физической комплектации людей в избытке, и в тренажерках их полным-полно и становится все больше.
Но не отчаивайтесь: молодые поколения, когда подрастут, покажут нам куда больший трэш, так что нынешнее может считать себя богатырским.
Парой поколений ранее
Парой поколений назад ситуация отличалась существенно: преобладали люди прошедшие более-менее пригодную физическую комплектацию в раннем возрасте, которые были детьми довольно активных родителей.
Когда они приходили в спорт, их было намного легче вывести на достойные кондиции минимальными усилиями. Если же у них была еще и какая-то предрасположенность – тогда можно было увидеть нечто выдающееся.
Если посмотреть на какие-то там парады советских физкультурников, за плечами которых не было никакой внятной спортивной теории, и, тем более, внятного оборудования, то можно будет признать, что смотрятся они довольно недурно и их мышцы порой имеют то звериное качество, которое можно увидеть у диких животных или у некоторых профессиональных атлетов.
Зайдя же в зал мы на каждом шагу видим людей увешанных экипой, занимающимся на хаммерах и наутилусах, исповедующие различные довольно сложные методики, но всё равно с соплеподобной мускулатурой, на которой словно выбито: «Ты жил под компом, и туша твоя проклята!»
Арнольдовы заповеди
Можно сколько угодно говорить о выдающейся генетике Арнольда Шварценегггера, но на него неплохо не только смотреть, но иногда еще и слушать то, что он говорит нечасто (ибо говорит он обычно не то, что ценно, а то что востребовано).
И он в свое время вещал о том, что в раннем возрасте (указывая примерно те же возрастные рамки, что и я) вообще не нужно качаться. Нужно обеспечить себя лютым объемным ОФП.
Икона кача говорила, чтоб не торопились качаться!
Говоря об объемном и разностороннем ОФП, он вел речь о том же окультуривании мышечной ткани, только другими словами.
Он говорил, что тело должно созреть и налиться энергией, словно наэлектризоваться.
Плавание, бег, велик, рубка дров, турники и брусья, борьба и всё что только можно – вот чем надо было, по мнению Арнольда, заниматься, чтобы было с чего стартовать.
И при этом он называл в качестве минимального уровня ОФП очень немаленькие результаты.
Например, вообще не советовал начинать работать с железом, пока не сможешь сделать хотя бы 30 подтягиваний широким хватом. Хотя бы!
Но эти слова большинство пропустило мимо ушей, сразу перейдя к билдерским программам, которые в итоге оказались для них (кто бы мог подумать?) непосильными.
А что сам Арнольд?
А Арнольдушку батя гонял, словно Марий легионера, притом гонял разносторонне. Гонял даже по меркам деревенских реалий. Даже по меркам того очень активного времени.
Но «Билдерскому всё» и этого было мало. Он как-то обмолвился о том, что ему уже в детстве хотелось иметь выдающиеся бицепсы, поэтому, когда он был ещё слюнявым арийским пацаном, в его доме поселились гантели, которые он просто день за днем поднимал, и поднимал, и поднимал, и поднимал и. т. д. ∞
И откуда у него такое отзывчивое тело, такие отзывчивые бицепсы?
Генетика? Возможно.
Только что-то в икрах ничего выдающегося у него не было, да он над ними особо и не работал. Но база была заложена, поэтому, когда взялся за работу, то оказалось, что у него отросли неплохие икры впоследствии объявленные генетически могучими.
И почти любой хороший билдер, прежде чем стать таковым, оказывался очень активным пацаном и приходил из другого вида спорта.
И не только билдер. Тот же Усейн Болт говорил, что в детстве он был гиперактивным мальчиком. Это по меркам Ямайки-то!
А Валерий Борзов был гиперактивным мальчишкой из какой-то западенской холмистой дыры, где гонял даже за автобусами и собакой Жучкой, впоследствии удостоенной им титула «мой первый тренер».
Список можно продолжать бесконечно.
Из моего бытия
Я не знаю, какая у меня генетика.
Она потерялась под огромным пластом физической активности, ибо, после того как покинула пеленки, я уже не останавливалась. Даже книги предпочитала читать, забравшись на дерево.
Я ходила, бегала, прыгала, забиралась, спускалась, кувыркалась, плавала, боролась с девочками, боролась с мальчиками, или хотя бы ходила.
А когда подросла, ещё и спортивные секции пошли одна за другой или даже несколько вместе. Как-то не удивлена тому, что у меня все легко получалось.
Мне даже в голову не приходило, что получаться может стабильно плохо, пока не заметила, что для многих это так и есть.
И нет ничего удивительного в том, что, когда я поняла важность силовых упражнений, то они у меня пошли. Только более-менее освоила технику становой тяги, как она у меня вылезла за 100 кг. Начать работать пришлось уже где-то за отметкой в 120 кг.
И я не одна такая была.
Другие
Потом я заметила, что девчонки с таким же прошлым, прогрессируют в этом плане очень быстро.
Пока одни делали ходьбу выпадами с пустым грифом, эти быстро выходили на 50, а то и 65 кг.
И пока подруги из фитнес-среды искали секретный ягодичный мостик для красивых «булок», наша «булочная» отросла сама собой в качестве приданого к тем весам, на которые мы вышли без усилий.
И в беге девчонки начинали с более высоких, нежели нынешнее поколение, показателей.
А как могло быть иначе?
Ведь почти каждая, прежде чем лет в 12-ть прийти в легкую атлетику, успевала совершить, как минимум, 200 тысяч прыжков на резиночке, а то и миллион!
И поскольку в девчоночьей среде такое "Козье офп" было мейнстримом, стоит ли удивляться тому, что тогдашние белые женщины регулярно составляли конкуренцию черным бегуньям, тогда как у белых мужчин дела шли не так стабильно.
Если что, мировой рекорд в беге на 60 метров установлен белой женщиной – Ириной Приваловой – и он до сих пор не побит. Уж более 30 лет не побит. Хотя сама она его даже дважды повторила.
У белых мужчин рекордов нет, и они все списывают на черную генетику. Хотя некоторые подозревают, что дело все же не в ней.
И пацаны тогда, пусть и не так стабильно, но успевали намотать вокруг мяча солидные объемы, ибо тогда играли в футбол, а не в «WoT».
Потому парни тоже стартовали почти в любом спорте лучше нынешнего поколения.
И точно такую же картину мы наблюдали на примере людей из других видов спорта: высокая отзывчивость мышц зависит от того, насколько усердно возделывали мышечную ткань и организм в целом.
И о том же самом писали очень многие старые методисты, хотя и не акцентировали на этом внимание, ибо тогда детвору и подростков подгонять не требовалось – скорее останавливать.
А что мы видим в залах сегодня?
А видим мы то, что люди хотят прогрессировать просто с нуля. Хотят ехать, не заправив бак.
Клиповой эпохе – клиповое мышление: возведение фундамента в таковое просто не влезает.
Поэтому адепт приходит в зал и сразу интересуется подходами, повторениями, упражнениями. А посмотришь и видишь, что его тело настолько не готово, что он даже полностью присесть не может, не скрючившись.
Техника осваивается, но обычно сохраняется только на заниженных весах, а стоит включиться по серьезному, так сразу косяки и вылезают, ибо то одна сторона сильнее другой окажется, то левая булка не включается, то пресс не держит, то еще что-то.
…
Статья затянулась, хотя продолжать можно еще очень долго.
Но думаю всем ясно, что многим не ясно очевидное.
Никто не пытается стать хорошим футболистом, не заложив внятную базу из бега, прыжков и кучи других упражнений. Надеюсь, никто не думает, что Роналду прыгает, словно олень, просто потому, что родился таким?
Или прогресс в фигурном катании или боксе может идти с нуля просто за счет занятий самим катанием и боксом?
Штангисты на ранних этапах нередко вообще не делают силовых упражнений, вкладываясь в прыжки, бег, метания и работая только над техникой подъема штанги…
Легкоатлеты могут на время отойти от профильной деятельности в самых разных направлениях, делая что-то совсем нелегоатлетическое.
Толкатели ядра (и не только они) на тренировках ходят по канату.
Зачем им это? Вероятно, эти бизоны массово сдурели?
Однако, как только речь заходит о накачивании мышц (или реже о силовых упражнениях), ситуация меняется на противоположную и люди начинают думать, что просто нужно качаться, стараясь поднимать больше, пока не будешь поднимать больше и не станешь большим.
Но, учитывая то, что за классическими спортивными дисциплинами, будь то тяжелая атлетика или что-то иное, стоит могучая научная база, а билдинг и фитнес к ней только начал подходить, могу высказать предположение, что статус сдуревших следует закрепить отнюдь не за толкателями.
- И не за билдерами старой школы, зачастую инстинктивно или в силу природной наблюдательности приходившим к правильным выводам.
А вот за современными – вполне. Ибо клиповое мышление сродни сну разума и нечто ненужное рождает вполне успешно.
До встречи!