Найти в Дзене
(Не)Страшная Школа

Сочинение 13.3 ОГЭ для чайников

Новый учебный год, новые выпускники, а проблемы все те же. Дошли мы, значит, до сочинений. Ох, боль моя боль. И речь сегодня пойдет не про ошибки, а про умение рассуждать. Очень жаль, что в школах нет предмета вроде логики. Плюс-минус что-то подобное дети делают на геометрии и истории, но геометрию они чаще всего не понимают, а историю – не читают. Как итог: выдвинуть тезис, привести аргументы и сделать выводы – задача с огромной такой звездой, где на выходе у нас полный звезде… ну вы поняли. Собственно, сама задача такая. Нужно прочитать текст, а потом написать по нему сочинение, выбрав одну из трех тем. Первую тему, как правило, большинство учеников отметают сразу, потому что она на лингвистическую тему. Вроде «Как метафоры помогают отразить…» что-нибудь. Они, дай бог, только к экзамену вспомнили, что такое вообще метафоры. Вторая тема предлагает порассуждать о том, что автор имел в виду под конкретной фразой. В принципе не сложно, но для этого надо уметь не только читать, но и пони
Изображение от freepik
Изображение от freepik

Новый учебный год, новые выпускники, а проблемы все те же. Дошли мы, значит, до сочинений. Ох, боль моя боль. И речь сегодня пойдет не про ошибки, а про умение рассуждать. Очень жаль, что в школах нет предмета вроде логики. Плюс-минус что-то подобное дети делают на геометрии и истории, но геометрию они чаще всего не понимают, а историю – не читают. Как итог: выдвинуть тезис, привести аргументы и сделать выводы – задача с огромной такой звездой, где на выходе у нас полный звезде… ну вы поняли.

Собственно, сама задача такая. Нужно прочитать текст, а потом написать по нему сочинение, выбрав одну из трех тем. Первую тему, как правило, большинство учеников отметают сразу, потому что она на лингвистическую тему. Вроде «Как метафоры помогают отразить…» что-нибудь. Они, дай бог, только к экзамену вспомнили, что такое вообще метафоры. Вторая тема предлагает порассуждать о том, что автор имел в виду под конкретной фразой. В принципе не сложно, но для этого надо уметь не только читать, но и понимать. Большинство ребят выбирают третью тему. Там нужно ответить на вопрос и привести два аргумента из текста. Раньше один аргумент приводился из личного опыта, с этого года – только из текста. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов, но это не сложно, если даже просто наизусть выучить шаблон, а шаблонов в интернете гора.

Я предлагаю ученикам писать примерно следующее.

(1) (Повторяем вопрос темы). (2) По моему мнению, (отвечаем на вопрос). (3) (Поясняем свой ответ еще одним предложением). (4) Для подтверждения моего мнения обращусь к аргументам из прочитанного текста.
(5) Прежде всего, в предложении №… автор пишет: «цитата». (6) (объясняем суть этой цитаты, вырванной из контекста). (7) Так мы видим, что (объясняем, как это связано с изначальным тезисом и что это доказывает).
(8) Кроме того, в предложении №… говорится: «цитата». (9) Объясняем суть цитаты. (10) Это подтверждает, что (объясняем, как она доказывает тезис).
(11) Таким образом, мы видим, что (перефразированное предложение 2). (12) Любая пафосная мысль по теме сочинения.

То есть, если сочинительство – не ваш конек, придумывать что-то сложно, то можно вот буквально в двенадцать предложений выйти на требуемый минимум. Только шаблонных слов уже 50. И это я не учитывала примерный объем цитат. Значит, выйти на объем можно, вообще не напрягая мозги. А вот для хорошей оценки их напрячь уже придется. И тут мозги начинают буксовать в 2 направлениях.

1) Не могут ребята ответить на вопрос. Вопросы обычно философские: «Что такое любовь?», «Что является самым важным в жизни человека?». Тут я предлагаю только открыть сайт СДАМ ГИА, просмотреть все темы прошлых лет и попробовать заранее для себя сформулировать примерные ответы.

2) Логика хромает на все ноги. То есть тезис есть, какие-то цитаты есть, в выводе что-то написано, но цепочки «тезис – аргументы – вывод» нет. Спасибо детству с детективными сериалами, видимо, что я понимаю, что значит «доказать». Ну или историкам моим спасибо, которые без доказательств и выводов ответы не принимали. В общем кому-то спасибо, кто до моих учеников не добрался.

В прошлом году я уже выкладывала статью с рекомендациями по сочинению, однако мне пришлось ее удалить, потому что требования изменились и часть статьи оказалась неактуальной. Сейчас я просто приведу свои примеры оттуда с нужными изменениями, и мы все еще мучаем бедное молоко.

Обычно, ученики очень медленно меня понимают, когда я пытаюсь объяснить им на абстрактных понятиях из сочинения, что не так. Поэтому, в этой статье будут приводиться примеры с молоком. Кажется, когда-то на этом канале молоко уже было. Молоко – оно простое и понятное.

Итак, ответ на вопрос и пояснения к нему – это первый абзац. В идеале он должен состоять из 4 предложений: вводное, определение, пояснение, переход к аргументам. Если полета фантазии хватит на большее – прекрасно. Но быть больше абзацев-аргументов он не должен. Написать красивое вводное предложение можно просто повторив вопрос. А вот дать ответить на вопрос уже сложнее. Кстати, не забываем использовать вводные конструкции при формулировке определения.

Важна ли дружба в жизни человека? По моему мнению, дружба очень важна, потому что человеку необходимо общение с кем-то, кому он может доверять и кто поддержит в трудный период.

Зачем нужно молоко? По моему мнению, молоко необходимо для поддержания здоровья человека, а также для приготовления десертов.

Что часто делают ученики?

- Отвечают односложно.

Молоко нужно, чтобы пить.

Да, но что тут аргументировать? Чем более развернутым выходит ответ в первом абзаце, тем проще аргументы искать ведь.

- Выдают ответы, основанные на однокоренных словах.

Молоко нужно, чтобы потреблять достаточное количество молочной продукции.

Да, но зачем ее потреблять?

- Дают пафосно-обобщенные ответы.

Молоко нужно, потому что это величайший напиток всех времен.

Опять же, аргументировать тут нечего, ну потому что мысли как таковой тут тоже нет. Где-нибудь в думе такой тезис, может, аргументировали бы, но это ж навык нужен.

Далее наше определение необходимо пояснить. То есть мы включаем воображение, представляем, что трехлетний ребенок спросил нас, нужна ли дружба или зачем молоко, а после нашего ответа посмотрел большими ясными глазами и сказал: «Я не поняль!»

Важна ли дружба в жизни человека? По моему мнению, дружба очень важна, потому что человеку необходимо общение с кем-то, кому он может доверять и кто поддержит в трудный период. Человек, не имеющий друзей, чувствует себя одиноким и несчастным.

Зачем нужно молоко? По моему мнению, молоко необходимо для поддержания здоровья человека, а также для приготовления десертов. Оно полезно для растущих костей и, кроме того, делает шоколадки очень вкусными.

Что часто делают ученики?

- Вообще не пишут это пояснение.

Если не приходит в голову, что там можно написать, ориентируйтесь на второй вопрос темы. Как правило, там даются два разных вопроса. Например: «Нужна ли человеку дружба? Кого можно назвать настоящим другом?» В качестве ответа мы отвечаем на первый, а в качестве пояснение – на второй.

Приводим аргументы из текста и объясняем их

И вот тут начинается главная боль. Проблема в том, что, кажется, большинство подростков просто не понимают, что такое аргументы и зачем они нужны. Самое главное, что нужно уложить в голове (вбить в голову, всверлить в голову): аргумент должен доказывать ваш ответ на вопрос. Вы просите у родителей денег на новый телефон. Выбираем лучший вариант:

1) Мама, мне нужно купить новый телефон. Мой быстро садится и я не могу связаться с тобой, когда это необходимо. А еще я хотел бы скачать несколько приложений, которыми пользуются все мои друзья, но мой телефон их не тянет.

2) Мама, мне нужно купить новый телефон. Телефоны раньше были кнопочными, а потом изобрели сенсорные. А еще во многих африканских странах мобильная связь работает с перебоями.

Какой больше понравился? Ну или давайте снова поговорим о молоке.

Зачем нужно молоко? По моему мнению, молоко необходимо для поддержания здоровья человека, а также для приготовления десертов. Оно полезно для растущих костей и, кроме того, делает шоколадки очень вкусными.
Правильные аргументы:
- В предложении № автор описывает, как доктор посоветовал Васе пить молоко.
- Кроме того, в предложении № сказано: «Все мои знакомые предпочитают именно молочный шоколад».

Что часто делают ученики?

- Приводят аргументы вроде тех, что я описала в примере с телефоном. То есть они неоспоримо связаны с самим понятием, но не имеют отношения к тезису, который был выдвинут в первом абзаце, а следовательно, просто не могут быть подтверждающими аргументами в этом сочинении.

Зачем нужно молоко? По моему мнению, молоко необходимо для поддержания здоровья человека, а также для приготовления десертов. Оно полезно для растущих костей и, кроме того, делает шоколадки очень вкусными. Для подтверждения моего мнения обращусь к аргументам из прочитанного текста.

Во-первых, в предложении № автор пишет, что молоко стоит девяносто рублей.

Во-вторых, в предложении № сказано: «Только здоровые коровы дают хорошее молоко».

Факт? Факт! Но какое отношение это имеет к полезности и десертам, о которых мы говорим?

- Не объясняют свои аргументы.

Их мало найти и привести, нужно еще и объяснить, что вы хотели сказать этим аргументом. То есть дать комментарий, доказать теперь, что этот аргумент подходит именно к вашему тезису.

Во-первых, в предложении № автор пишет, что доктор посоветовал Васе пить молоко. Так мы видим, что даже врачи признают полезность этого напитка. На мой взгляд, это доказывает, что молоко хорошо влияет на наше здоровье и развитие.
Кроме того, в предложении № сказано: «Все мои знакомые предпочитают именно молочный шоколад». Отсюда можно сделать вывод, что многие люди любят десерты, приготовленные с использованием молока.

Привели аргументы. Дописали, зачем вы их привели и какие выводы из них можете сделать вы и ваши читатели.

Делаем вывод, основанный на вашем определении

Вывод должен быть логичным заключением вашего рассуждения. То есть, по-хорошему, это первый абзац, уверенно переписанный другими словами. Вы выдвинули некоторую гипотезу, доказывали ее целых два абзаца и вот, наконец, доказали.

Таким образом, мы видим, что молоко – действительно очень нужный продукт. Оно натуральное, так как производится коровами и козами, а также полезно для поддержания здоровья и способно улучшить вкус некоторых продуктов. Я считаю, что молоко должно быть включено в рацион каждого человека.

Что часто делают ученики?

- Не привязывают вывод к сочинению.

Часто выпускники в выводе просто пишут общие пафосные фразы, которые, несомненно, красивы, но опять же мало отношения имеют к предыдущим рассуждениям.

Таким образом, мы видим, что молоко должен пить каждый человек. Обязательно заведите привычку пить молоко!

Но мы не доказывали его обязательное употребление для каждого, мы доказывали, что оно полезное и улучшает сладости.

Итак, зачем же нужно молоко?

Зачем нужно молоко? По моему мнению, молоко необходимо для поддержания здоровья человека, а также для приготовления десертов. Оно полезно для растущих костей и, кроме того, делает шоколадки очень вкусными. Для подтверждения моего мнения обращусь к аргументам из прочитанного текста.
Во-первых, в предложении № автор пишет, что доктор посоветовал Васе пить молоко. Так мы видим, что даже врачи признают полезность этого напитка. На мой взгляд, это доказывает, что молоко хорошо влияет на наше здоровье и развитие.
Кроме того, в предложении № сказано: «Все мои знакомые предпочитают именно молочный шоколад». Отсюда можно сделать вывод, что многие люди любят десерты, приготовленные с использованием молока.
Таким образом, мы видим, что молоко – действительно очень нужный продукт. Оно натуральное, так как производится коровами и козами, а также полезно для поддержания здоровья и способно улучшить вкус некоторых продуктов. Я считаю, что молоко должно быть включено в рацион каждого человека.

В этом собранном на коленке по ходу разговора сочинении 140 слов. Минимальный порог – 70 слов. А если вы читали статью внимательно, то должны заметить, что это не совсем правильное сочинение. В нем аргументация короче тезиса. Это я вам просто показала, что обязательно должно быть. А ведь пример из текста можно расписать чуть более подробно. Словом, сочинение – это не так страшно, если понять главное: нужна и важна логика!