Итальянские динамики Faital не слишком ассоциируются у нас с автомобильным аудио, несмотря на то, что сам бренд, к слову, тесно связан с индустрией Car Audio. Хотя некоторые модели динамиков из линейки PRO, которые действительно позиционируются для домашней или сценической аудиотехники, давно и вполне успешно используются энтузиастами нашего дела. Именно о них сегодня и пойдёт речь.
И первым делом, выражу особую благодарность за предоставленные динамики компании CARMA (г. Магнитогорск). Именно они стали инициатором этого большого разбора.
Раньше мне не доводилось изучать Faital детально, так что сегодня – первое знакомство. Как говорят в таких случаях, сразу с места в карьер – было решено собрать на групповой тест аж 5 моделей, претендующих на роль среднечастотных или даже широкополосных. Калибры – от 4 до 2,5 дюймов:
- Faital 4FE32 (4 Ом) – 4 дюйма
- Faital 3FE25 (4 Ом) – 3 дюйма
- Faital 3FE25 (8 Ом) – 3 дюйма
- Faital 3FE22 (8 Ом) – 3 дюйма
- Faital 2FE24 (8 Ом) – 2,5 дюйма
Сразу скажу, задача теста – не сравнение их между собой, а выявление характерных особенностей, области применения, и для каких запросов они подойдут лучше всего. А в конце по результатам изучения подытожу и сделаю выводы.
Кое-что об истории Faital
Поскольку для меня этот тест – первое знакомство с Faital, немного покопался в истории бренда. Как это часто бывает среди производителей, он не слишком светится на широкую аудиторию, поскольку больше относится к сегменту B2B (Business to Business).
А меж тем, это имя с большой историей, Fabbrica Italiana Altoparlanti S.p.A. основана аж 1958 году в Милане. Изначально – как небольшой семейный бизнес по производству динамиков, но компания развивалась быстро, и, по официальным данным, на «домашнем» итальянском рынке уже к концу 60-х покрывала около 40% спроса на динамики. Позже, в 70-х Faital вышел на международный рынок, производство ширилось, открылся новый завод в Италии.
А в 80-х Faital начал закрепляться в автомобильном сегменте, динамики появились в оснащении автомобилей некоторых европейских марок. Дальше – по нарастающей: основываются филиалы в других европейских странах (Франция, Испания, Венгрия), а позже – и выход на североамериканский рынок.
Сегодня Faital работает в двух направлениях. Первое – Faital Automotive Division – разработка динамиков непосредственно для автопроизводителей. И второе – Faital Pro-Audio Division – разработка динамиков для про-аудио.
Собственно, динамики, попавшие на сегодняшний тест, на самом деле пришли к нам как раз из второго сегмента – Faital PRO. Итак, поехали.
Faital 4FE32 (4 Ом)
Первые подопытные – среднечастотники, которые формально относятся к 4-дюймовым. Хотя на деле их посадочный размер чуть меньше, чем мы привыкли видеть в стандартных автомобильных «четвёрках» (по крайней мере, для теста пришлось напечатать специально для них переходные колечки). Диаметр корзины по фланцу – ровно 10 см, а расстояние между крайними точками ушек – 13 см. Монтажная глубина – 4,4 см.
Моторы построены на неодимовых кольцах и весьма компактны. Диффузоры – неожиданно тонкий и нежный плетёный композит, но, как показали измерения, с достаточной конструктивной жёсткостью и неплохим демпфированием. Центральные колпачки – жёсткие, отформованные из ткани и пропитанные упрочняющим составом. Верхние подвесы – мягкая резина. Звуковые катушки – 19 мм, намотаны алюминиевым проводом на каптоновом каркасе. Судя по всему, борьба велась за каждую долю грамма в массе подвижки и, как опять же показали измерения, совсем не зря.
Электромеханические параметры. В автомобильном применении динамики отлично подойдут для работы в условном Free Air. А это значит, им прямая дорога в штатные 4-дюймовые места. В первую очередь это автомобили с СЧ динамиками в дверях, но учитывая, что размеры корзин тут чуть меньше, чем у стандартных 4-дюймовых динамиков, в иные автомобили можно попробовать уместить и в штатные места в панели.
Заявленные/фактические параметры Faital 4FE32 (4 Ом):
- Fs (собственная резонансная частота) – 100 Гц / 102 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 2,5 л / 2,4 л
- Qms (механическая добротность) – 3,50 / 5,63
- Qes (электрическая добротность) – 0,62 / 0,58
- Qts (полная добротность) – 0,53 / 0,52
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,8 г / 3,6 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,7 Тл м / 3,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом / 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 91,0 дБ / 88,5 дБ
АЧХ, ФЧХ и гармонические искажения. Несмотря на то, что диффузоры при первом изучении показались тонкими и лёгкими (а они действительно лёгкие – параметр Mms меньше 4 граммов), за счёт фактуры материала и формы конуса они оказались практически лишены резонансов, их не ломает. Очень удачное сочетание.
Это следует из линейности фазовой характеристики в вплоть до 6-7 кГц (отсутствие набегов и отставаний излучаемого сигнала относительно подаваемого на динамик электрического сигнала). Как следствие, отсутствие резких перепадов, провалов и горбов АЧХ в этом диапазоне.
Ну разве что плавный подъём АЧХ с повышением частоты немного смущает, но его можно легко нивелировать при настройке стыка с твитером. А в случае, если динамик будет виден под углом и упрятан глубоко под грили (привет, штатные места), такой наклон может не мешаться, а напротив, оказаться очень даже кстати.
Что же касается работы на нижнем краю диапазона, то динамики чувствуют себя тут достаточно уверенно, КГИ не задирается вверх с понижением частоты. Так что если подрезать их снизу, например, на 200-250 Гц, то перегрузочная способность получается более чем достаточной для любой системы с прицелом на SQ.
Faital 3FE25 (4 и 8 Ом)
Следующие подопытные – чуть поменьше, их номинальный калибр – 3 дюйма. Они попали ко мне в руки в двух вариантах – с импедансом 4 и 8 Ом. Конструктив у них одинаков: диаметр по фланцу – 8,1 см, расстояние между крайними точками ушек – 10,6 см. Монтажная глубина – 4,8 см.
Моторы у динамиков – крупные, диаметр ферритовых колец – 72 мм, это совсем ненамного меньше монтажного отверстия, динамики проходят вот прямо вплотную. Катушки намотаны алюминием на каптоновых каркасах, их диаметр – те же 19 мм. Диффузоры и центральные колпачки – прессованная целлюлоза. Верхние подвесы – мягкая резина.
Электромеханические параметры. Общая концепция динамиков – лёгкие подвижные системы, мягкие подвесы и сильные моторы. Как результат – отзывчивость на подаваемый сигнал, что хорошо для микродинамики и в целом для ясности и детальности звучания. Ну и чувствительность для своего калибра – тоже весьма приличная.
Что касается оформления, то тут приоритет лучше отдать Free Air или близко к этому. Так что 3FE25 в обоих исполнениях (4 и 8 Ом) снова лучше выбирать для установки в штатные места. Ну или предусматривать кастомные места с подобным оформлением.
Заявленные/фактические параметры Faital 3FE25 (4 Ом):
- Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 112 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,3 л / 1,4 л
- Qms (механическая добротность) – 3,90 / 3,62
- Qes (электрическая добротность) – 0,60 / 0,57
- Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,49
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,4 г / 2,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,0 Тл м / 2,9 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом / 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 91,0 дБ / 87,4 дБ
Заявленные/фактические параметры Faital 3FE25 (8 Ом):
- Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 113 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,3 л / 1,3 л
- Qms (механическая добротность) – 4,10 / 4,83
- Qes (электрическая добротность) – 0,79 / 0,75
- Qts (полная добротность) – 0,66 / 0,64
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,4 г / 2,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,6 Тл м / 3,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 6,2 Ом / 6,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 91,0 дБ / 86,1 дБ
АЧХ, ФЧХ и гармонические искажения. Обе версии – 4-омная и 8-омная – показали схожие характеры. У них достаточно гладкая АЧХ с наклоном, разве что в районе 2,5-3 кГц проявляется небольшой локальный резонанс где-то в подвижке или подвесах (его и на импедансных кривых немного заметно). Но он легко нивелируется точечной эквализацией.
Вверх динамики тянут достаточно уверенно и работают, фактически, как широкополосники. При несложном апгрейде штатных систем можно спокойно обходиться без твитера.
В серьёзные системы уже можно добавить твитеры, но свобода в стыковке полос в любом случае достаточно большая. В простейшем случае – супертвитеры для поддержки на самом верху. А если уж совсем «по фен-шую», 3FE25 можно использовать как обычные СЧ и выбрать высокочастотники, позволяющие состыковать их в районе 3 кГц – до этой границы динамики работают вообще практически идеально, с линейными АЧХ и ФЧХ.
Что касается нижней рабочей границы, то КГИ с понижением частоты тут тоже практически не растёт, так что свобода в стыковке с НЧ/СЧ звеном ограничивается лишь пределами разумного, учитывая калибр (а так, начиная вообще хоть от 250-300 Гц).
Faital 3FE22 (8 Ом)
Если смотреть с лицевой стороны, то динамики выглядят ровно так же, как и их ферритовые собратья. Однако за счёт неодимовых моторов они легче (те всё же достаточно увесистые), да и установочная глубина у 3FE22 меньше – 4 см.
В остальном всё то же самое, что и у ферритовых 3FE25 – целлюлозные диффузоры, резиновые подвесы, да и корзины – тоже такие же. Моторы – снова на 19-миллиметровых катушках.
Электромеханические параметры. В целом действительно заметно, что неодимовые 3FE22 построены на схожей базе с ферритовыми 3FE25 – мягкие подвесы и лёгкие подвижки. Однако здесь более сильные моторы, которые, навскидку, могли бы позволить использовать их не только в условном Free Air, но и в объёмах. Правда, в 0,5 литрах динамики выходят на расчётную результирующую добротность Qtc=0,8 (примерно), так что зажимать их в сильную тесноту я бы всё равно не стал. В общем, Air и для них тоже можно рассматривать как основной вариант оформления.
Заявленные/фактические параметры Faital 3FE22 (8 Ом):
- Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 116 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,3 л / 1,2 л
- Qms (механическая добротность) – 5,00 / 5,37
- Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,44
- Qts (полная добротность) – 0,47 / 0,40
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,5 г / 2,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м / 4,8 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 6,2 Ом / 6,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 91,0 дБ / 88,4 дБ
АЧХ, ФЧХ и гармонические искажения. Более сильные моторы и пониженная Qts дали чуть более заметный спад отдачи на нижнем краю диапазона, хотя для СЧ/ВЧ звена это не слишком принципиально. В остальном немного похоже на характеристики 3FE25 (что логично, подвижка тут схожая) – это наклон АЧХ, способность забираться вверх по частоте (хотя, если сравнить, то ферритовый 3FE25 умеет это делать чуть выше, но и 3FE22 тоже играет достаточно высоко) и лёгкий артефакт в районе 2,5-3 кГц, который, впрочем, особых проблем не доставляет.
По искажениям всё предсказуемо – уж если ферритовые моторы 3FE25 показали внизу достаточный контроль и линейность, то неодим «держит» подвижную систему ещё жёстче, и роста КГИ при снижении частоты нет и в помине.
Faital 2FE24 (8 Ом)
А это уже 2,5-дюймовые излучатели. Выполнены в корзинах из конструкционного пластика с квадратными фланцами. Сторона квадрата – 6,8 см, максимальное расстояние между ушками – 8,8 см.
Материалы диффузора и подвесов – те же, что и в 3-дюймовых динамиках: бумага, резина. Моторы – на неодимовых магнитах опять же с 19-миллиметровыми катушками.
Электромеханические параметры. Использование в моторе кольца Фарадея довольно заметно «придушило» его и повысило полную добротность. Зато, как увидите чуть дальше, позволило добиться очень неплохой отдачи на верхнем краю диапазона. Динамики не стоит зажимать в тесные объёмы, им будет хорошо исключительно во Free Air. В принципе, при установке в штатные места 2-дюймового калибра это условие как раз и выполняется.
Заявленные/фактические параметры Faital 2FE24 (8 Ом):
- Fs (собственная резонансная частота) – 170 Гц / 209 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,3 л / 0,2 л
- Qms (механическая добротность) – 4,10 / 4,67
- Qes (электрическая добротность) – 1,22 / 1,21
- Qts (полная добротность) – 0,94 / 0,96
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 1,9 г / 1,8 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,5 Тл м / 3,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 6,5 Ом / 6,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,0 дБ / 84,0 дБ
АЧХ, ФЧХ и гармонические искажения. Измерения АЧХ (да и оценка на слух тоже) показали, что 2-дюймовые 2FE24 – уже самые настоящие широкополосники безо всяких оговорок и условий. Прекрасно тянут вверх, причём выше 14-15 кГц по оси наблюдается дополнительный подъём, который, как показывает практика, позволяет «ширикам» создавать впечатление работы с полноценным твитером и эквализации уж точно не требует.
В остальном диапазоне тоже можно спокойно обходиться без эквализации (ну, может, холмик на 3,3 кГц совсем чуть-чуть прибрать). Хотя тут нужно учесть, что немалый вклад внесёт окружение динамика, но это как бы уже другая история. Главное, что сам динамик показал очень приятные характеристики, а значит, у него есть серьёзный потенциал к получению хорошего звука. Важно его не растерять неудачной установкой и настройкой.
Внизу намечается рост искажений, но всё в рамках разумного для 2,5-дюймового калибра – подрезать снизу можно начиная уже от 350-400 Гц, ну или немного повыше.
Итоги теста. Для каких задач выбирать?
Про параметры. Не мог не отметить, что обещанные и реальные параметры совпали удивительно точно – однозначно зачёт. Единственное, у 2-дюймового 2FE24 резонанс оказался немного выше, хотя принципиально это мало что поменяло, остальные параметры в заявку тоже попали хорошо. Собственно, чем мне и нравятся ответственные производители.
И да, не нужно опасаться выбирать 8-омные динамики. В случае с СЧ (или СЧ/ВЧ) звеном системы, ориентированной на SQ, никакой принципиальной разницы в громкости вы просто не услышите. А вот в демпфировании динамика и, следовательно, лучшей разборчивости и детальности выигрыш получить можно.
Общий характер звучания. Здесь тот самый случай, когда можно говорить об общих чертах для всех протестированных моделей. Ну, разве что с поправкой на калибры. Динамики достаточно отзывчивы на подаваемый сигнал, чувствительные, так что основная важная особенность – это очень хорошая микродинамика и передача разного рода «микрособытий» в сигнале.
Как показали измерения, в рабочих диапазонах каждой из моделей нет сильных резонансов, приводящих к сильным набегам и отставаниям сигнала на отдельных частотах (фазовая характеристика). Соответственно, и на АЧХ нет откровенных «оврагов» и «эверестов». Всё это, в свою очередь, хорошо для естественности передачи инструментов и вокала в СЧ диапазоне – это действительно хорошо воспринимается ухом. Однако нужно учитывать имеющиеся наклоны АЧХ, которые делают звучание несколько ярче при прямом направлении динамиков в сторону слушателей. Но это, опять же, можно нивелировать настройками или установкой.
Применимость динамиков. По ходу тестирования сложилось впечатление, что все подопытные в первую очередь окажутся хороши при установке в штатные места. И в обоснование этому набралось сразу несколько причин.
Первая причина – их характеристики. В большинстве таких случаев динамики будут видны под большими углами, а то и вовсе скрыты глубоко под обивками или в панели, так что упомянутый лёгкий наклон АЧХ окажется даже к месту. При направлении динамиков в сторону слушателей он делает звучание немного ярче, чем иногда нужно, но вот в «неудобных» штатных местах он чаще всего как раз нужен.
Вторая причина – требования к акустическому оформлению. По сути, все испытуемые хорошо работают в условном Free Air, а именно такое оформление, как правило, и получается в штатных местах. При этом моторы достаточно хорошо контролируют движение диффузоров, не требуя «воздушного подпора», и динамики уверенно работают на нижнем краю своего диапазона, не уходя вразнос.
Третья причина – исполнение. Обратите внимание, у каждой модели на фронтальной части фланцев имеются довольно высокие уплотнительные кольца, так что при необходимости динамики можно ставить вплотную к грилям, не опасаясь, что подвесы или диффузоры будут их касаться.
Совсем коротко
Faital 4FE32 – среднечастотники, которые тянут вверх, стараются казаться широкополосными, но всё же остаются среднечастотниками – твитеры им нужны. Хорошее СЧ звено в 3-полосные системы.
Faital 3FE25 и 3FE22 – эти уже можно спокойно использовать в качестве «шириков». Для особо придирчивых к разрешению на ВЧ можно использовать как СЧ с расширенным вверх диапазоном и добавить твитеры.
Faital 2FE24 – а вот это уже самые настоящие широкополосники (вернее, СЧ/ВЧ), которые уверенно тянут вверх по частоте. Прекрасный выбор для качественной замены штатных динамиков 2-дюймового калибра.