Два огонька предвещали ночь, полную удовольствий. Того, что не сможет дать законная, родовитая, но окончательно надоевшая жена.
-Великий князь покинул дом, - докладывали Александре Петровне. Женщина отлично знала, что это означает: муж безвылазно проводил вечера в своем кабинете, но стремительно исчезал, едва в окне дома напротив вспыхивали два ярких огонька.
До любовницы - улицу перейти. Презрев мораль и чувства законной жены, презрев общественное мнение и высокое положение, великий князь Николай Николаевич поселил несносную балерину напротив дома своей семьи. Это же так удобно: видеть из окон кабинета ее окна, ловить знак, что Катенька готова, Катенька ждет.
"До какой низости можно еще дойти?" - думала законная жена.
О, оказалось, что можно.
Николай Николаевич, которого, чтобы позже отличить от его сына, стали называть Старшим, родился в 1831 году, он был третьим сыном императора Николая Первого. Свою жизнь он посвятил военной карьере, будучи зачислен в полк еще ребенком 8 лет. Принимал участие в Крымской войне и полюбил полуостров.
Но запомнился этот великий князь скандалами, связанными с его именем и "нехорошим душком" от его финансовых дел, а еще личной жизнью, где были оболганная законная жена и открытая жизнь с балериной. У Романовых прямо какое-то нездоровое пристрастие было к представительницам этого вида искусства.
Влюбляться Николай начал рано, первой его привязанностью стала истинная красавица Мария Анна Фредерика Прусская. Он бы и женился, но девушка приходилась Павлу Первому правнучкой, а Николай - его же внуком. Такие браки у Романовых случались, но не в этот раз. Возможно, близкое родство было просто использовано в качестве предлога. А мотивы лежали в политической плоскости.
Девушке вскоре нашли мужа в Гессене, а Николаю Николаевичу сосватали Александру Фредерику Вильгельмину Ольденбургскую, получившую в православии имя Александры Петровны. Брак устраивал обе стороны и в 1856 году, уже при новом царе Александре Николаевиче, состоялась свадьба 25-летнего жениха и 17-летней невесты.
Поначалу семейная жизнь складывалась вполне удачно, в том же, 1956 году родился сын - Николай Николаевич Младший, в 1864 году - сын Петр Николаевич. Ко времени появления на свет младшего сына великого князя у него уже была другая.
Что же разделило супругов? Или изначально династический брак, когда невеста и жених едва знакомы, был обречен? Александра Петровна много занималась благотворительностью, ей не интересна была светская мишура, балы, приемы, наряды, она скромно одевалась и окружающие, включая мужа, считали ее за это чудачкой.
-Великий князь видный мужчина! Он любит светскую жизнь, он нуждается во внимании, заботе и ласке, а его супруга... Представьте, она трудится у Боткина санитаркой, берет на себя самую грязную работу, ассистирует ему на операциях! Какой кошмар! Это при таком-то муже!
-Поверьте, это еще не самое страшное. Александра Петровна резка и насмешлива с супругом, а ведь могла бы проявить больше понимания. Когда хлопотали об этом браке, надеялись, что жена повлияет на него благотворно, но...
В общем, по традиции общества, обвинили в неверности мужа женщину, жену. Он изменял жене из-за ее занятий благотворительностью и насмешливости?
На молоденьких актрис Николай Николаевич и до этого обращал пристальное внимание, в Красном Селе, где великий князь проводил "дачный сезон", он распорядился построить деревянное здание театра. В начале 60-х годов 19-го века на эту сцену и вышла юная (ей было 16 или 17 лет) Катенька, Екатерина Гавриловна Числова.
Очень быстро Катенька уступила ухаживаниям могущественного покровителя. Наличие у него жены не смущало. Вскоре Числова стала балериной императорского балета, ее партнером был Феликс Кшесинский, тот самый, который станет отцом Матильды - еще одной из балетных любовниц великих князей семейства Романовых.
Уступчивость открыла Числовой дорогу, да, она была миленькой, неплохо танцевала, но "заблистала" в главных ролях именно благодаря своему любовнику. Ведущие партии в Мариинке, дорогие костюмы, наряды, драгоценности, наконец, она поселилась напротив Николаевского дворца, который занимал великий князь с семейством.
Это же было удобно: зажечь две свечи и он придет. В 1868 года Числова родила первого из своих пятерых детей от Николая Николаевича. Вскоре Санкт-Петербург уже открыто говорил о второй семье великого князя и огромных аппетитах мадемуазель Числовой в отношении денег.
Карьеру Катенька забросила. Она требовала от любовника обеспечить их отпрысков. Настойчиво требовала. А еще требовала обеспечить себя, презрительно говоря, что она не довольствуется белым балахоном санитарки, как законная супруга ее любовника.
Княгиня Александра в это время занималась устройством училища для фельдшериц, детскими приютами, своим проектом - Покровской общиной сестер милосердия. "Юродивая", - говорили надушенные дамы. "Святая", - молились за милосердную сестру те, кого она лично выхаживала после тяжелейших операций.
В конце 60-х годов Александру Петровну ждал еще один удар: супруг, открыто сожительствовавший с балериной, отрыто обвинил в супружеской неверности... ее саму! Обвинил безбожно, святотатственно, назвав второй стороной адюльтера духовника княгини — настоятеля домовой церкви Николаевского дворца протоиерея Василия Лебедева.
Почему? Потому что император Александр Николаевич, узнав о связи брата с балериной, выслал Числову под Ригу без права возвращения, рассорился с ним, отправив в отставку со всех постов (тут были и объективные причины служебного характера). Муж мстил жене за разлуку с любовницей.
-Пусть она все вернет, все, что ты дарил, я помогу тебе составить список, - подала совет Катенька Числова.
У оболганной мужем женщины отобрали все подарки мужа, по списку. В копии списка даже даты проставлялись, когда княгиня вернула ту или иную "цацку". Какую же позицию во всей этой истории занял Александр Николаевич, император, который и сам был не чужд походов "налево"?
В истории с мифическим адюльтером княгини Александры Петровны, встал на сторону брата, он просто не посчитал нужным вникать, в 1880 году он не дал княгине аудиенцию для объяснений и отослал ее за границу, правда, было объявлено, что Александра Петровна едет на воды (она получила травму из-за дорожного происшествия с каретой).
Вернулись обе, и жена, и любовница в 1881-м, при воцарении Александра Третьего. Законная жена поселилась в Киеве, где стала строить монашескую обитель. Развода не было. Зато Александр Третий разрешил дядюшке узаконить его бастардов, им была дана фамилия Николаевы. Числовой-Николаевой стала писаться и Катенька.
Жил великий князь с ней уже открыто и скандалили они из-за денег тоже уже открыто. Числовой было мало. Она требовала устроить судьбу ее детей, требовала высокий титул для себя, требовала, чтобы ей был передан Николаевский дворец в обход законных детей Николая Николаевича.
Любовница великого князя у м и р а л а долго и мучительно - онкология. В финальной стадии болезни Николая Николаевича она к себе не пускала. Не из-за того, что не хотела предстать перед ним некрасивой и слабой, просто зла на него была, считая, что он мало делает для устройства судьбы их детей. Дочь все же уговорила Екатерину Гавриловну попрощаться с отцом. Числовой было 43 года, на дворе - 1889-й.
После смерти Числовой Николай Николаевич вел какую-то очень беспорядочную жизнь, женщины менялись стремительно, в конце он и вовсе начал вести себя неадекватно и бросаться на людей. В апреле 1891 года, пережив на полтора года свою балерину, он скончался в любимой им Ялте.
Император Александр Третий писал сыну Николаю: "Эта смерть была желательна. В таком страшно печальном положении находился он всё последнее время. Почти в полном идиотизме. И для всех окружающих его это была чистая каторга и тяжёлое испытание".
Законная жена пережила своего несносного мужа на 8 лет. Сразу после его кончины Александра Петровна приняла монашеский обет, став инокиней Анастасией. Она жила и трудилась в Покровской женской обители Киева, построенной на ее средства и ее усилиями. Инокиня Анастасия до конца дней занималась благотворительностью, помогая страждущим. Она - местночтимая святая.
После Катеньки Числовой ее детям достался миллион рублей (огромные средства по тем временам, ай все мало было), куча драгоценностей и иного имущества, да история о двух свечах на подоконнике, которыми она призывала к себе чужого мужа.
Обложка - кадр из х/ф "Матильда"
Мой канал в Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.