Найти в Дзене

«Я играл со своим лицом». Исповедь Галилея в исполнении Высоцкого

Летом 1966 года на сцене Театра на Таганке случилось чудо. Двадцатидевятилетний Владимир Высоцкий, известный зрителям по брутальным ролям и «блатным» песням, вышел в роли Галилео Галилея. Это был не просто спектакль — это был диалог с эпохой, в котором Высоцкий нашёл своего самого сложного и пронзительного героя. Изначально на роль Галилея прочили других актёров — Николая Губенко и Александра Калягина. Но Юрий Любимов, увидев пробы Высоцкого, уже не представлял себе другого исполнителя. Это решение стало судьбоносным. Высоцкий погрузился в роль с такой интенсивностью, что репетиции шли «густо», почти ежедневно. «Я думаю, что это получилось не вдруг, а, вероятно, режиссер долго присматривался — могу я или нет... Для Любимова основным является даже не актерское дарование, хотя и оно тоже. Но больше всего его интересует человеческая личность».
Владимир Высоцкий Самым смелым решением стал отказ от возрастного грима. Молодой Высоцкий играл учёного от 46 до 75 лет только силой актёрского пе
Оглавление
Сцена из спектакля "Жизнь Галилея". 1966 год. Фото Ю.Зенковича
Сцена из спектакля "Жизнь Галилея". 1966 год. Фото Ю.Зенковича

Летом 1966 года на сцене Театра на Таганке случилось чудо. Двадцатидевятилетний Владимир Высоцкий, известный зрителям по брутальным ролям и «блатным» песням, вышел в роли Галилео Галилея. Это был не просто спектакль — это был диалог с эпохой, в котором Высоцкий нашёл своего самого сложного и пронзительного героя.

Роль, которая могла не достаться ему

Изначально на роль Галилея прочили других актёров — Николая Губенко и Александра Калягина. Но Юрий Любимов, увидев пробы Высоцкого, уже не представлял себе другого исполнителя. Это решение стало судьбоносным. Высоцкий погрузился в роль с такой интенсивностью, что репетиции шли «густо», почти ежедневно.

«Я думаю, что это получилось не вдруг, а, вероятно, режиссер долго присматривался — могу я или нет... Для Любимова основным является даже не актерское дарование, хотя и оно тоже. Но больше всего его интересует человеческая личность».
Владимир Высоцкий

Галилей без грима: философия доверия зрителю

В.Высоцкий в роли Галилео Галилея. 1967 год. Фото М.Смирина
В.Высоцкий в роли Галилео Галилея. 1967 год. Фото М.Смирина

Самым смелым решением стал отказ от возрастного грима. Молодой Высоцкий играл учёного от 46 до 75 лет только силой актёрского перевоплощения.

«Через пять минут никого уже не смущает, что, например, Галилея я играю без грима... Я играл со своим лицом, только в костюме... И, несмотря на то, что в конце он — дряхлый старик, я очень смело беру яркую характерность — играю старика, человека с потухшим глазом совершенно... И совершенно не нужно гримироваться».
Владимир Высоцкий

Два финала и ответственность учёного

Режиссёрский замысел Любимова был гениален: спектакль имел два финала.

  • Первый: Галилей-старик, «немножко в маразме», которого ничего не интересует.
  • Второй: Галилей, находящий в себе силы для страшного прозрения. Его финальный монолог, который Брехт дописал после Хиросимы, — о страшной ответственности учёного перед человечеством.

Именно в этом монологе Высоцкий был особенно мощен: «Человека, который совершил то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей Науки».

«Стоя на голове»: физическое перевоплощение

Сцена из спектакля "Жизнь Галилея". 1966 год. Фото Ю.Зенковича
Сцена из спектакля "Жизнь Галилея". 1966 год. Фото Ю.Зенковича

Чтобы передать одержимость Галилея, Высоцкий использовал невероятные физические приемы. Один из самых запоминающихся — чтение длинного монолога стоя на голове. Это был не трюк ради трюка, а метафора: его герой готов был «перевернуть мир» ради истины.

Что говорили критики и зрители

Спектакль вызвал ожесточённые споры. Официальная критика упрекала Высоцкого в излишнем темпераменте и «романтизации» образа. Но зрители чувствовали в этом Галилее родственную душу — человека, разрывающегося между истиной и необходимостью выжить в системе.

В условиях советской цензуры история учёного, отрёкшегося от своих убеждений под давлением, звучала на удивление актуально. Это был спектакль-притча, где каждый видел своё.

Важная роль

«Галилей» навсегда остался для Высоцкого одной из самых важных ролей, наряду с Гамлетом. Он не играл учёного — он проживал трагедию мыслящего человека в несвободном обществе. Трагедию выбора между истиной и жизнью, между компромиссом и подвигом.

«Вот это была моя очень серьезная и любимая роль».
Владимир Высоцкий

Спектакль завершался мощным символом надежды: дети выбегали на сцену и раскручивали глобусы. «И всё-таки она вертится!» — кричал этот финал. И голос Высоцкого-Галилея звучал в нём главным камертоном правды.

Дарственная надпись автора В.Высоцкому в книге Л.Копелева "Брехт", из серии "ЖЗЛ". 1966 год.
Дарственная надпись автора В.Высоцкому в книге Л.Копелева "Брехт", из серии "ЖЗЛ". 1966 год.

А как вам кажется, почему именно эта роль так близка самому Высоцкому?

_________________________________________________

P.S. Наше путешествие в мир Высоцкого продолжается!

В нашем Telegram-канале мы обсуждаем роли в кино, в спектаклях и песни Владимира Высоцкого.

Присоединяйтесь: t.me/vysotsky_v_s

#Высоцкий #Галилей #Таганка #Любимов #Театр #Брехт #Спектакль