Если бы судьба была сценарием, то ее первая, самая главная роль стала бы и вечным проклятием, и вечным благословением. Лариса Гузеева — Лариса Огудалова. Две Ларисы, сплетенные в одну судьбу тонкой, невидимой миру нитью. Одна — бесприданница из девятнадцатого века, хрупкая лань, обожженная любовью и преданностью. Другая — женщина с характером на излом, с острым языком, прошедшая через огонь, воду и медные трубы, чтобы в итоге найти себя не в образе несчастной невесты, а в роли телесвахи для всей страны. Ее жизнь — это не хроника взлетов и падений, это повесть о том, как учатся жить без масок, когда от масок устаешь до смерти.
Истоки этой силы, этого умения выстоять, стоит искать не в столичных салонах, а в оренбургских степях, в поселке Буртинском, где 23 мая 1959 года родилась девочка Лара . Мир, в котором она появилась, был простым и суровым. Отец — призрак, человек, которого она не знала и не помнила . Но у нее была мать, Альбина Андреевна, школьная учительница истории, которая стала для дочери и опорой, и путеводной звездой . Это она, мать, внушала девочке, что та — особенная, что ее ждет прекрасное будущее, что она способна на многое . Позже появился отчим, Виктор Макурин, и строгость его воспитания, его «ежовые рукавицы» впоследствии будут вспоминаться не с обидой, а с пониманием — возможно, именно они не дали сорваться в пропасть . А еще была детская трагедия — гибель маленького брата Олега, несчастный случай, который навсегда врезался в память болью первого настоящего горя .
Уже тогда, в девочке с глазами-изумрудами, жила жажда выделиться, быть не такой, как все. Она носила мини-юбки, курила, вызывающе красилась, заставляя маму краснеть перед коллегами . Это был не просто бунт. Это было первое, еще неосознанное стремление к сцене, к тому, чтобы на нее смотрели. После школы она рванула в Москву, мечтая об инженерной профессии, но судьба, как это часто бывает, подстроила ей встречу, которая перевернула все. Музыкант-авангардист Сергей Курёхин уговорил ее ехать в Ленинград и штурмовать театральный. И она послушалась. Этот побег из инженерии в искусство был ее первым по-настоящему взрослым решением.
Чтобы поступить в ЛГИТМиК, она, отчаянная и амбициозная, пошла на немыслимый для юной девушки шаг — побрилась наголо . Ее не могли не заметить. Так она стала студенткой курса Владимира Петрова . Ленинградские годы — это кафе «Сайгон» , богемная тусовка, Виктор Цой , Сергей Курёхин, Борис Гребенщиков. Это время свободы, поисков и первых разочарований. Она курила «Беломор» , могла хлопнуть стакан портвейна , была несдержанна на язык и, по ее собственному признанию, плохо училась, перехоронив на своем вранье всех родственников . Она уже тогда была не похожа на других — алюминиевое ведро вместо сумочки, рваные штаны, бесстрашие, граничащее с безумием: путешествия автостопом, знакомства с первыми встречными . Она проживала свою юность страстно и опасно, как будто торопилась набраться опыта, которого была лишена в детстве.
Ее дебют в кино был мимолетным, почти случайным — эпизод в «Место встречи изменить нельзя» , та самая девушка, танцующая в ресторане с Тараскиным. Мало кто запомнил ее лицо, но для нее самой это было прикосновение к легенде, к Высоцкому . А потом случился «Жестокий романс». Эльдар Рязанов, перелопатив горы проб, утвердил именно ее, дерзкую и необузданную, на роль хрупкой, тонко чувствующей Ларисы Огудаловой . Это был парадокс, который мог родиться только в искусстве. Сама Гузеева признавалась, что в тот момент глубина персонажа была ей недоступна . Рязанов учил ее носить платья XIX века, держать спину, двигаться размеренно . На площадке ее окружали титаны — Михалков, Мягков, Фрейндлих . И она, юная и неопытная, терялась, плакала, не могла выжать из себя слезы, пока Алиса Фрейндлих в одной из сцен не дала ей пощечину — и слезы хлынули сами от шока . А Никита Михалков шептал ей на ушко волшебные слова, которые помогали войти в нужное состояние . Что это были за слова — ее тайна, маленький секрет, оставшийся за кадром великого фильма.
Успех «Жестокого романса» был оглушительным. Она проснулась знаменитой. И… оказалась в западне. Роль Огудаловой стала ее второй кожей, тенью, от которой невозможно было избавиться. Ей предлагали играть романтичных барышень, но ей было скучно . Она отказывалась, ждала ярких, сложных ролей, не понимая, что в глазах режиссеров ее главным капиталом были красота и молодость . Последовали «Соперницы» , «Секретный фарватер» , «Жизнь Клима Самгина» — достойные работы, но ни одна не могла затмить дебют. Она стала заложницей собственного триумфа. Ее кинокарьера, активная и насыщенная, тем не менее, казалась ей самой чередой упущенных возможностей. Годы спустя она с горечью заметит: «Если бы тогда я руководствовалась разумом, а не сердцем… вышла бы замуж за режиссера или за директора картины, и в моем послужном списке появилось бы, наверное, еще три-четыре звездные роли. Но! Я бы сейчас была злобная, омерзительная, с некрасивыми детьми, потому что красивые дети без любви не родятся» .
Ее личная жизнь в те годы была полна страстей и ошибок, которые болью отзывались в сердце. Первый муж, ассистент оператора Илья, с которым она познакомилась на съемках «Соперниц», оказался наркоманом . Восемь лет брака превратились в восемь лет борьбы с его зависимостью, борьбы безнадежной и изматывающей . Она ушла, а вскоре он умер от передозировки . Второй брак, с грузинским актером Кахой Толордавой, был стремительным и таким же коротким. Он подарил ей сына, Георгия, но не подарил семейного счастья . Она осталась одна с ребенком на руках, в эпоху, когда кинематограф рушился на глазах, и нужно было просто выживать.
Именно в этот момент, когда, казалось, карьера актрисы медленно затухала, судьба приготовила ей самый неожиданный поворот. Ее пригласили на телевидение. Сначала была программа «Я — мама» на ТВЦ , а в 2008 году — предложение, которое она поначалу с негодованием отвергла: стать ведущей «женилок» на Первом канале, в шоу «Давай поженимся!» . Она кобенилась два месяца, не видя себя в этом формате . Но согласилась. И обрела себя.
Телевидение не просто дало ей новую профессию. Оно выпустило на свободу ее настоящий характер — жесткий, ироничный, бесцеремонный, но и по-матерински мудрый. Ее фразы — «Хороших мужиков разбирают еще щенками» , «И принц где-то начесывает хвост белого коня и к вам не торопится» — стали народными. Ее упрекали в излишней резкости, в том, что она «топит» участниц , что программа превратилась в «базар» . Бывшая ведущая Дарья Волга с ужасом вспоминала, как редакторы просили ее спросить у женщины, сделавшей аборты, «как она себя чувствует, убив двух своих детей» — Волга отказалась, а Гузеева, по мнению журналистки, на такое способна . Сама Лариса никогда не оправдывалась. Она была честной. Грубой? Возможно. Но это была честность человека, уставшего от притворства. Она не притворялась психологом, она была артисткой, которая пыталась сделать людей счастливыми . И зрители это чувствовали. Через год она получила «ТЭФИ» как лучшая ведущая ток-шоу . Ее карьера на телевидении заиграла новыми гранями: «Минута славы» в роли судьи , ведение «Голоса. 60+» вместо Дмитрия Нагиева , кулинарное шоу с мужем .
А что же муж? Ее личное счастье, как и карьера на ТВ, пришло к ней не в юности. Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров, был ее старым другом, знакомым еще с восемнадцати лет . Но замуж за него она вышла только в сорок, уже пройдя через боль и разочарования . Этот брак стал для нее тихой гаванью, «каменной стеной» . В нем она родила дочь Ольгу, и материнство в зрелом возрасте стало для нее осознанным счастьем. «Взрослая женщина может дать своим детям гораздо больше, чем молоденькая мама», — говорила она . Ее дети — сын Георгий и дочь Оля — стали ее главной инвестицией в жизнь . В них она вкладывала все, говоря с улыбкой: «Пока же я не умею заниматься…», надеясь, что в старости они купят ей пакет молока .
Ее жизнь не была усыпана только розами. В 2019 году она с пугающей откровенностью призналась, что была алкоголиком . В 2021 году ее сразил ковид, поражение легких достигало 65% . Она боролась и выжила. Ее имя становилось фигурантом скандальных расследований — о якобы полученной за бесценок квартире от мэрии Москвы . Она никогда не скрывала своих консервативных взглядов, заявляя: «Я вообще не либерал. Я — Крымнаш, мой. Мне нравится все, что происходит. Я абсолютная ватница» .
И даже пройдя через все это, она нашла в себе силы вернуться. Вернуться в большое кино после почти десятилетнего перерыва. В 2023 году на экраны вышла комедия «Теща», где она снялась с Гариком Харламовым . Ее героиня — властная женщина, меняющаяся телами с зятем. Она согласилась на эту роль, равнодушная к комедийному жанру, но ее привлекла возможность сыграть характер, который раскрывается по-новому . А в 2025 году зрители увидят ее в комедии «Три сестры» — историю о женщинах разных поколений, где она играет владелицу ювелирного бизнеса, влюбившуюся в молодого массажиста . Ее жизнь продолжается. Она снова актриса. Она все так же ведущая. Она — мать и жена.
Что же остается, когда отшумели споры, отгорели скандалы, когда сотни выпусков «Давай поженимся!» ушли в архив? Остается человек. Лариса Гузеева. Не Огудалова, не телесваха, а женщина, прошедшая через огонь и воду и не сломавшаяся. Ее путь — это путь к самой себе. От бритоголовой бунтарки из «Сайгона» до мудрой, уставшей, но все такой же язвительной и живой женщины, которая знает цену любви, семье и простому человеческому счастью. Она не идеальна. Она настоящая. И в этой подлинности — ее главная победа. Ее история учит простой и сложной вещи: нельзя прожить жизнь за того, кого ждут от тебя другие. Даже если этот другой — твой самый знаменитый экранный образ. Нужно найти в себе силы стать собой. Пусть колючей, пусть неудобной, но — собой. И, возможно, именно в этом и есть главное предназначение.