Как известно, по итогам ВМВ самым результативным лётчиком стал Эрих Хартманн, сбивший 352 самолета. На втором месте Герхард Баркхорн, одержавший 301 победу. На третьем – Гюнтер Ралль с результатом 275. Несомненно, все они асы. Вот только в 1941 и 1942 годах лучшим пилотом Третьего Рейха считали не их, а Ханса-Йоахима Марселя. Немцы его буквально боготворили. Летчик он, действительно, был очень талантливый и за один день сбил 17 самолетов англичан. Причем все эти победы подтверждены.
Потомок французских лютеран
Предки Ханса были французами, поэтому у него такая необычная для немцев фамилия. Отец Марселя – Зигфрид, в годы Первой мировой войны тоже служил в авиации и сбивал аэропланы стран Антанты. А потому парень с детских лет знал, что станет военным лётчиком. И в 1938 году в возрасте 18 лет он поступил в школу пилотов.
Марселя считали очень способным. Фигуры высшего пилотажа, которые демонстрировал молодой летчик, вызывали восхищение даже у опытных авиаторов. Но за многократные нарушения дисциплины его не раз хотели перевести рядовым в пехоту. В 1940 году после окончания летной школы все однокашники Марселя получили офицерские звания, а он один, как "белая ворона", оставался фенрихом (кандидатом в офицеры).
В войне с британцами в 1940 г. у Ханса также все складывалось непросто. И виной тому снова стала дисциплина. Молодой человек пользовался особой популярностью у девушек и отвечал им взаимностью. Видимо сказывалась французская кровь. Часто по утрам "Дон Жуан" был настолько измотан, что его не допускали к полетам. И хоть ловелас сбил 7 британских самолетов, терпение командования лопнуло и его уволили из люфтваффе с позором.
"Африканский орёл"
Ханс-Йоахим смог вернуться в авиацию, чему способствовал его отец – генерал-майор вермахта. Весной 1941 г. его эскадру JG-27 – лучшую на Западном фронте, перебросили в Северную Африку. Там молодой человек преобразился. Это неудивительно, ведь:
1. в пустыне отсутствовали женщины;
2. у него был мудрый командир группы – майор Нойман.
Офицер сумел разглядеть таланты в Марселе и их развил. Он обучил его новым способам ведения боя, указав на слабые места и недостатки самолетов англичан. Ханс воевал на Ме-109. Надо сказать, что "мессеры" превосходили все истребители британцев и даже "Спитфайры". А потому уже в мае Марсель одержал свои первые победы в Африке. В июне ему наконец-то присвоили звание лейтенанта.
В феврале 1942 г. Ханс "приземлил" 46-й самолет англичан (с учетом битвы за Британию) и ему вручили Рыцарский крест "Железного Креста". 31 мая 1942 г. немцы начали наступление на Каир. 3 июня Марсель атаковал над Газалой группу "Киттихоков" и сбил 6 из них за 11 минут.
"Марсель заранее знал все намерения своего противника и наносил упреждающий удар".
С. Митчем, Книга "Командиры Третьего рейха".
Чтобы сбить самолет врага, асу в среднем требовалось 15-20 пуль. Он вел огонь не по плоскостям и хвосту, а метко бил по летчику и мотору. Это обеспечивало высокую эффективность стрельбы. При этом, если Хартманн любил нанести внезапный удар и дать дёру, то Марсель лез в гущу боя, где чувствовал себя, как рыба в воде. У него не было слабых мест. 6 июня Ханс одержал свою 75 победу и был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому кресту.
Яростные бои в небе Северной Африки шли непрерывно и уже 17 июня обер-лейтенант Марсель сбил сотый самолет британцев. В тот день он одержал сразу 10 побед. А на следующий день был в Берлине, где Гитлер лично ему вручил Рыцарский крест с Дубовыми Листьями и Мечами. Ханс-Йоахим стал национальным героем. О нем писали все немецкие газеты. Письма ему шли мешками, в основном от поклонниц. Ему дали прозвище "Африканский орел". А итальянцы окрестили аса "Звездой Африки".
Муссолини наградил пилота "Золотой медалью за храбрость" – одной из высших наград Фашистской Италии. Кавалеру "Золотой медали" даже генералы должны были первыми отдавать честь.
17 сбитых самолетов за одни сутки
23 августа Ханс вернулся в Африку из отпуска и возглавил эскадрилью.
"1 сентября 1942 года он навсегда вошел в историю, уничтожив за 1 день 17 британских самолетов, установив своеобразный мировой рекорд. На следующий день Гитлер представил Марселя к высшей военной награде рейха – Бриллиантам к Рыцарскому кресту. Данную награду к концу ВМВ получило всего 27 человек в Третьем Рейхе".
С. Митчем, Книга "Командиры Третьего рейха".
В ходе первого боя Марсель уничтожил 3 "Харрикейна" и "Спитфайр"; во втором - 8, в том числе 6 "Киттихоков" южноафриканцев, в третьем – 5 "Харрикейнов". Все победы подтверждены ведомым и другими летчиками, а также наземными войсками. Более того, успехи зафиксированы и англичанами. Британцы отлично знали "мессер" Марселя с номером 14 на борту и стремились уклониться от боя. А когда не получалось, становились в круг.
Ханс пикировал к земле, а затем стремительно набирал высоту, подлетая снизу к кругу в слепой зоне. Ас давал короткую очередь, уходил вверх и в сторону. Он взмывал высоко над кругом, резко атаковал сверху, а потом вновь уходил вниз, чтобы повторить маневры. Все это он делал настолько быстро, что ведомый даже не пытался удержаться за ним. Он наблюдал за ходом схватки сверху и считал победы командира. В бой вмешивался лишь в крайнем случае.
13 сентября с Хансом встретился фельдмаршал Роммель и сказал ему спасибо. Тогда же ему присвоили звание гауптмана. 15 сентября Марсель сбил за один вылет 7 самолетов британцев. При этом сам чудом дотянул до своего аэродрома, а его "мессер" напоминал решето. Садился немец с невыпущенными шасси и при этом сломал руку. Но в последующие дни продолжил летать, приземляя "Харрикейны" и "Спитфайры".
Тайна гибели пилота
30 сентября 1942 г. Марсель погиб. Его Ме-109 загорелся сам по себе над окраиной Каира, т.к. что-то резко вспыхнуло в кабине пилота. Повалил чёрный дым. Ханс с трудом открыл фонарь и покинул крылатую машину. Однако парашют не раскрылся. Многие историки считают, что диверсию устроили британцы. Расследование, конечно, никто не проводил. До сих пор загадка гибели лучшего летчика люфтваффе остается тайной.
За два года боев немец совершил 388 вылетов и одержал 158 побед. Это 31 место в списке самых результативных летчиков ВМВ. В Африке Ханс-Йоахим сбил 151 самолет англичан: 101 Кертисс Р-40, 30 "Харрикейнов", 16 "Спитфайров" и четыре многомоторных бомбардировщика. Из них 51 в сентябре 1942 г. Кроме того, у пилота самый высокий процент подтвержденных побед среди летчиков люфтваффе – 74.
Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Не стесняйтесь ставить лайк, если согласны с автором канала. Ну а если нет – напишите своё мнение в комментариях к статье.