Представьте себе улицу российского города конца XIX века. Ни асфальта, ни светофоров, ни разметки. Вместо гула двигателей — цокот копыт, скрип колес и крики извозчиков. А посреди этого хауса — первый автомобиль, пугающий лошадей и прохожих. Как регулировалось это движение? Оказывается, правила были, и некоторые из них сегодня вызывают улыбку, а другие — удивление своей продуманностью. До появления автомобилей главной заботой властей были извозчики и гужевой транспорт. Еще при Петре I в 1683 году был издан указ, касавшийся, в первую очередь, столицы: При Николае I, в 1834 году, появился более системный документ — «Положение о езде в Санкт-Петербурге». Он был удивительно подробным: С появлением «самодвижущихся экипажей» потребовались совершенно новые правила. Первые автомобили считались «движущейся силой» и часто подпадали под законы о паровых двигателях, что создавало неразбериху. 10 июня 1900 года городские власти Санкт-Петербурга утвердили «Обязательное постановление о порядке пасса