Найти в Дзене
Есть решение

Сервис оценки юридических лиц: как «Магнит» выбирает поставщиков

В 2023 году ФНС запустила сервис оценки юридических лиц — это бесплатный цифровой инструмент, который позволяет бизнесу проверить надежность контрагента или оценить собственные риски глазами налоговой. Ключевые моменты: проверка основана на 27 критериях, включая финансовую стабильность, налоговую дисциплину и добросовестность. Результат выдается в виде справки с баллом (самый высокий — 20). Она формируется всего за 3 дня.

Возьмем в пример «Магнит». Ежегодно компания работает с пятью тысячами поставщиков. Как в этом потоке отличать надежных партнеров от потенциально рискованных? Мы поговорили с Вячеславом Гаврильченко, директором по некоммерческим закупкам ГК «Магнит», о том, как сервис оценки юридических лиц помогает делать правильный выбор, экономя время и деньги.

Магнит
Магнит

Есть ли лайфхаки по использованию сервиса оценки для отбора поставщиков?

Главный лайфхак — не идти на компромиссы и не спешить. Я часто объясняю сотрудникам аналогию с ремнем безопасности: он работает только тогда, когда его применяешь всегда. Нельзя заранее знать, когда попадёшь в ДТП. Так и здесь — сервис эффективен только при постоянном использовании.

Насколько удобен в использовании сам сервис?

Он и удобен, и дает информацию, которая раньше была недоступна. Если раньше приходилось работать с несколькими платформами, что занимало много времени, то сейчас мы получаем все данные в одном месте, в очень удобной форме. Приведу пример с фруктами. Допустим, на полке лежат яблоки. Их внешний вид — это видимая часть, то, что мы видим в коммерческом предложении: сроки, стоимость. А внутренняя часть фрукта — это то, что мы узнаём из справки сервиса: возможные нарушения, финансовое неблагополучие или, наоборот, благополучие компании. Это позволяет снизить риск «купить испорченный фрукт» с невидимой снаружи гнилью.

В чём основная польза сервиса для такого гиганта, как «Магнит»?

Сложность большого бизнеса в том, как увеличить вероятность правильных решений в 32 тысячах магазинов. Каждый магазин — это конструктор из тысяч товаров и поставщиков. Сервис позволяет с масштабом, на промышленном уровне, снижать риски при работе с тысячами партнеров.

Какой главный эффект получила компания от использования сервиса? Можно ли его выразить в деньгах?

Эффект есть двух уровней. Первый — прямая экономия. Мы быстрее принимаем решения и экономим на платных площадках, которыми пользовались раньше. Для поставщиков же эта услуга бесплатна, так что это экономия для всей системы. Второй, не менее важный эффект — мы стали использовать оценку для тех мелких поставок, для которых раньше это было неэффективно. Так что неправильно рассматривать сервис только с точки прямой экономии.

Бывают ли случаи, когда поставщик с хорошим рейтингом не оправдывает ожиданий?

Конечно, отклонения бывают у всех. Даже у крупных компаний случаются сложности с производством или финансовым положением, особенно в последние бурные годы. Польза сервиса как раз в том, что он позволяет вовремя увидеть возникающие риски, даже у тех, с кем мы работаем по 20 лет. Это помогает своевременно балансировать риски.

Стали ли поставщики ответственнее подходить к предоставлению справок?

Да, это интересный момент. Раньше мы постоянно слышали истории: «не успели», «бухгалтер в отпуске», «получение справки занимает две недели». Но когда мы проявили дисциплину и строгость в требованиях, за последние полгода такие заявления практически исчезли. Все привыкли, что это неизбежно и необходимо, и теперь процесс налажен.

Можно ли сказать, что сервис делает рынок более цивилизованным?

Безусловно. С одной стороны, это удобство и клиентоориентированность. С другой — снижение рисков за счет ранее недоступной информации. Это работает и в краткосрочной перспективе для конкретного договора, и в целом позитивно влияет на рынок. Чем больше компаний не будут заключать договоры с неблагонадежными или мошенническими фирмами, тем менее выгодным станет мошенничество. Со временем это сделает весь рынок более прозрачным и цивилизованным.