Разыскали здания, которые отражают общие тенденции в отношении к архитектурным памятникам раннего советского периода.
Архитектура — молчаливая свидетельница истории. Но те, кто обращается к деталям и видит за фасадами людей, может прочитать в ней удивительные рассказы о прошлом, извлечь вдохновение и уроки на будущее.
В Смоленске о непростой судьбе и сложном характере страны хранят память не только толстые крепостные стены и домонгольские храмы. Выбрали 4 здания раннего советского периода, ярко отражающих общие тенденции в отношении к архитектурным свидетелям событий не столь далёких.
Принятие и сохранение
Конструктивизм и авангард легко опознать по формам, остеклению, лаконичной строгости фасада, особой геометрии и монолитности.
Таким нам предстаёт Жилой дом им. героев «Железного потока». Во время реставрации он изменился, но не утратил выразительности первоначального облика.
Утрата форм и модная маска
Позднее конструктивизм подвергся остракизму. В проектах в срочном порядке меняли замысел, а здания, что уже возводились в конструктивистских формах, после сдачи реконструировали с элементами неоклассики. Дом печати на улице Смирнова постигла похожая участь: во время оккупации здание сильно пострадало, а восстановили его уже без былой монументальной гордости.
Утрачена яркая редакционная башня с часами, в небытие ушло ленточное остекление, на смену образной геометрии пришли пилястры, портики, замковый камень в окнах и карниз.
Разрушение и запустение
Что лучше из двух зол: жить в новых непривычных формах или утратить смысл жизни, став призраком ушедших в прошлое надежд, утопий и мечты? Дом-башня имени Парижской Коммуны, «чайник»или «пентагон» — пожалуй, самая известная заброшка города и по совместительству – памятник конструктивизма.
Бывший дом-коммуна, заказанный РЖСКТ «Труд», по замыслу возвышается над соседними зданиями, символизируя достижения новой власти. Проект оригинален со всех сторон, как внутри, так и снаружи: ориентация по сторонам света, общие общественно-полезные помещения, центральная лестница для укрепления дружеских отношений, скругленные углы и эстетичная орнаментальная кладка.
И всё же дом без лифта, отопления и санузлов не смог стать дивным новым миром для живших в нем семей. Сейчас, имея даже статус памятника истории и культуры регионального значения, живет, пожалуй, не лучшую свою жизнь в компании неформалов и диггеров, обрастая мифами и зловещими легендами.
Вторая жизнь
Детский комбинат Белорусского военного округа был построен на месте усадьбы, и когда-то в нем было несколько учреждений для детей. Обретя за годы жизни новые формы, смыслы и жителей, это пространство утратило часть своей стилевой выразительности, но ему удалось сохранить особое тепло, собственную визуальную образность и дух.
Наверное, во многом благодаря неравнодушным жильцам, которые с любовью засматриваются на его изящную пластичность с эркерами, линией геометрического орнамента и надземным переходом. Они бережно собирают по крупицам историю здания, стараясь сохранить связь между поколениями и оставшуюся эстетику здания.
В этом их поддерживает опытный и неравнодушный экскурсовод Ольга Ефимкина, которая будет гидом и в нашем туре в Смоленске этой зимой.
Вместе с ней мы прикоснемся не только к архитектурной истории города, но и побываем внутри этого необычного здания и пообщаемся с местными. Как им живется в здании с такой необычной конфигурацией? Какие секреты хранят эти непривычные формы? Кто помнит жизнь дома в былые времена? Присоединяйтесь к нашей поездке, чтобы увидеть Смоленск с новой стороны!
А если вы уже с нами, для вдохновения познакомьтесь с трогательной краеведческой работой Ольги, посвященной детскому комбинату.
Спасибо, что прочитали и подписались! Впереди ещё больше интересного про архитектуру со всего Мира!