Пчелопромышленник Андрей Макаров из Ишима о своей продукции для
пчеловодов. Андрей Макаров о собственных ульях и бакфасте. Выступление
на собрании Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Тюменской
области. 22 февраля 2020г.
Ведущий: "Это Андрей Макаров с города Ишима. Он, можно сказать, промышленник, человек, начинающий, грубо говоря. И матковод, кстати, зарегистрированный в ассоциации..."
Андрей Макаров: "Я расскажу сам. Три года назад, когда у Тараканова купил "Нижегородец" одни улья, ну там 10, 20, 30, 40, 50. Потом думаю, зачем мне платить кому-то деньги, когда посмотрел, нашёл себе, где можно купить форму, нашёл, всё это прозондировал. В общем, конечно, в итоге сейчас произвожу вот эти улья. Это десятирамочные из пенополиуретана. Дно, крыша. Магазин есть, рутовский, есть.
Тут, конечно, задвижка. Почему не 50 сантиметров, спрашиваете, да? Ну, пенополиуретан, 2,5 сантиметра пенополиуретана заменяет 14 сантиметров дерева. Это даже не пенополистирол. Это как бы развитие весной происходит. В разы просто лучше. Не знаю, кто держит, не держит, но кто-то знает, как выглядит. Здесь разговоров вообще как бы про дерево уже абсолютно нет. Летом, если у вас пчела, медосбор идёт? Где у вас вся пчела? На летке сидит ночью и вентилирует? Здесь нет такого. Здесь она там вся внутри как бы, ну, и работает. Лишней работой не занимаюсь. Зимует вообще абсолютно. Зимуют. Здесь сетку убираем. Зимует на улице. Наши 40 градусов.
В прошлом году две недели по -46 градусов у нас в Ишиме стояло. Вот дно открытое полностью. Стоят они вот так.
Поликарбоната этого нету, задвижки. Ну, и вот полностью сверху над рамками плёнка и превосходная зимовка. Поликарбонатом закрываем только на весну, после облёта. До мая месяца на весеннее развитие. Вот так."
Пчеловод: "А так постоянно сетка открыта полностью? И зимуют открыто?"
Андрей Макаров: "Зимуют открыто. Я их зимой... На подставках стоят вот такие, да? Я их вот, допустим, до этого места заваливаю снегом.
По два улья у меня на подставке. Вот до этого места снегом заваливаю. Там как бы образуется камера внутри. Ну, под снегом. И всё."
Генрих Дмитриевич Елфимов: "Какие площади расплода весной, в апреле месяце? Форма расплода?"
Андрей Макаров: "Зависит от метода пчеловождения. Зависит от силы семьи. Ну и зависит от породы пчёл. Дно закрыто на весну. После облёта мы его закрываем. И там создаётся как бы... Ну, температура, там не надо как бы... Это термос, так сказать. Есть даже видео весной меряют просто. Вот стоит семья, допустим, на шести рамках. Заставная. И вот есть сейчас тепловизоры. Меряют вот в этом пространстве.
Пенополиуретановый. Что там, где-то градусов 18, допустим. Насколько я помню. В деревянном точно в таком же меряют. Два градуса. За заставной."
Генрих Дмитриевич Елфимов: "Я о другом говорю, Андрей. Я тоже с финскими пенопластовыми ульями, когда мне их прислали для испытания, тоже сетчатое дно. И что получается? Законы физики никуда не денешь.
Холод их снизу жмет, и расплод получается узенькой такой полоской."
Андрей Макаров: "Нету такого."
Генрих Дмитриевич Елфимов: "Ну как нету? Снизу пустые ячейки будут. Да, они держат тепло. И расплод получается в виде такой узкой полоски. Если хорошо дно утеплить, создать воздушную подушку, тогда расплод будет больше площадь занимать."
Андрей Макаров: "Этого абсолютно хватает. Я вам говорю, здесь температура совершенно другая образуется. Если понятно, что сжимаем весной чуть-чуть семью. Ну куда? Если она сидит полностью на рамках."
Генрих Дмитриевич Елфимов: "Ну, вы бы мне показали температуру, так сказать, замеры температур. По вертикали. Я, слава богу, намерился, по 40 точек было, измерял температуру. Так что расплод все равно снизу холод поджимает их, и получается в виде элипса."
Андрей Макаров: "У меня есть ваш телефон. Я вам сброшу все замеры, которые производил Тараканов."
Пчеловод: "Генрих Дмитриевич, а может в марте-месяце не надо расплоду столько, чтобы полностью снизу доверху..."
Генрих Дмитриевич Елфимов: "А надо еще, чтобы к маю было 8 расплода, 10 рамок."
Пчеловод: "Я сейчас добавлю к этому... Вот в этом улье, Андрея привез специально, у меня его матки есть две. И вот я честно всем говорю, я буду показывать, как они будут развиваться, или пан или пропал, из двух одно. Андреевы маточки, что у меня есть с чем сравнить. И есть маточки Кирилла, будут рядом. Кирилла в деревяшке, твоя будет по полу стоять. Вот чтобы я... Вот покажу, вот... Как они действительно работают. Мне самому просто интересно. Я вам скажу про этих пчел. В прошлом году у меня были пчелы."
Пчеловод: "Андрей, вопрос тебе сразу. Сколько стоит этот улей?"
Андрей Макаров: "Две с половиной. 900 рублей корпус, 1000 крыша. 600 рублей магазин, 720 рублей рутовский корпус. Их сейчас сразу не покрасить. Вот сейчас глянец и он не дает краске ложиться нормально. За год, за два она... ультрафиолет маленько съест? Выгорает. И потом покрасишь... У меня Тараканова нижегородец уже, наверное, сколько? Первые пошли 5-6 лет. Раз покрасил, и все."
Пчеловод: "А краска какая?"
Андрей Макаров: "Акриловая. Есть нормальные вообще краски какие-то. Смотрите, которые подходят пенополиуретану. Я вообще их не крашу. По цене? Дно 900, корпус 1000, крыша 600, магазин 720, рутовские корпуса 860. С Рустамом мы посоветовались, пообщались. Для членов Союза 10% скидка. От названной цены 10% скидка. Телефон 8-922-0702222. Кормушки, форма на подходе. 12-рамочники я не хочу делать."
Пчеловод: "А вот эти пенополиуретановые апилифт их не сломает?"
Андрей Макаров: "Григорьев хотел встать."
Пчеловод: "Погрузка, разгрузка при кочевке. За что брать? Ручки не прикручиваешь?"
Андрей Макаров: "Как хотите, вот снизу взял. Ремнями стянул и всё. Еще 6-рамочники есть. Ну и мини-плюсы для облета маток. Также занимаюсь матками. На данный момент состою в один из 11 человек в России в европейской системе селекционеров-заводчиков по бакфасту. Остановился на Бакфосте.
Пчеловод: "То что пишут. Говорят. Не злые. Ничего такого. Точно такая же как наша пчела. Карпатка, Среднерусская. Примерно такая же. Стоят чуть чуть. А потом как мёд начинаешь. То же самое получается. Отличий абсолютно нет."
Андрей Макаров: "Про что вы говорите? Про миролюбие? Вы значит берете не там где нужно.
Пчеловод: "В Перми я купил."
Андрей Макаров: "Какая может быть карника. Облетанная на среднее русской. Понимаете что это такое? Допустим. Есть у человека чистая карника. Выводит он матку. Она облетывается на трутах. Сколько трутней спаривается с маткой. Допустим 10. Два карники. Два среднерусской. Два бакфаста с ней спарились. И два неизвестных. В конечном итоге ведение внутриульевого хозяйства у каждой породы разное. Согласны со мной? Кто-то над головой складывает мёд. Кто-то роится не переставая. Кто-то злобный. Злобливость разная. И что в конечном итоге? Матка когда вкладывает яйцо, ее оплодотворяется яйцо. Что там за сброд внутри получается? Как правильно сказали. Лебедь, рак и щука. Вот в том то и дело."
Генрих Дмитриевич Елфимов: "Как собираете гнездо на зиму?"
Андрей Макаров: "На зиму? Ну вот ведя бакфаст. В тех семьях, которые работают конкретно на мёд, к ним 4 подхода. Весной я заменил дно. Сократил их в мае месяце до 10 рамок. Поставил магазин во время цветения одуванчика. И потом пошла только установка магазинов. В разрез я не ставлю. Вощину? Магазины, да в разрез ставлю. 230 магазин ставишь. Если нормальный взяток, вощину причем. 9 рамок вощины туда ставишь. Буквально 5 дней, они оттянуты. Если нормальный взяток. Самый большой взяток у нас по медосбору был в Ишимскои районе они приносили что-то. 13 800 за день. Есть и больше. Это не рекорд. Затем после откачки меда. Обязательно залажу в гнездо. Смотрю на наличие матки. И потом четвертый раз при сборке гнезда в зиму. У меня вся пасека на трехсотых. Рутовские это в основном магазин. Я весной только ставлю 145. Все равно ночи еще холодные.
Генрих Дмитриевич Елфимов: "В корпусе сколько вы кормов оставляете на зиму?"
Андрей Макаров: "На 8 рамках сидят. Я их не меряю. Сахаром закармливаю. Примерно по 15 кг. В этом году не успевал закармливать. Ничего не делал. Просто растянул, как Гращенко делает полог, и лил с общей кормушки. Они закормились. С роением за 5 лет содержа бакфаст, я не видел ни одного роя. В наших условиях они даже не успевают прийти к этому состоянию, чтобы взять и улететь куда-то. Были случаи, что тянули маточники. Хватает того, чтобы сорвать эти маточники."
Пчеловод: "Вы говорите, что туда не лазите."
Андрей Макаров: "Это в первое время, когда мне было сильно интересно. Те которые у меня стоят. Помимо того, что работают на мёд...Работают у меня мало. На данный момент у меня под 200 семей, но на мёд у меня работает в пределах 30-40 семей. Остальное все просто на нуклеусы, на мини плюсы.
Пчеловод: "А матки вы когда начинаете продавать?"
Андрей Макаров: "Матки у меня начинаются в зависимости от погоды. В прошлом году 25 мая уже были."
Пчеловод: "А ваши матки на чём облетываются?"
Андрей Макаров: "Смотрите. В радиусе 5,5-6 километров нет ни одной пасеки. Представляете, стоит масса. Причем трута я начал выводить где-то с чисел 10 апреля. Ставлю трутневую им сушь. Если матка туда не идет, её в изолятор. Главное, чтобы в этот момент не было холодов. Потому что личинку перед самым запечатыванием трутневую могут просто выкинуть. Всю рамку очистить. Рамка сама 300, а на ней обрезано 145, потому что это напрягает семью, если сразу трехсотую дать. И в принципе на 10 апреля считайте 45 дней, когда трутень в принципе самый нормальный. На 45 день начинается самый зрелый. Потом в течение 2 недель он просто становится старый. За эти 2 недели нужно еще воспитать трута. Этот процесс происходит все лето."
Пчеловод: "Вы уверены, что у вас в радиусе 7 километров нет пасек? Большая скученность пчелы вам позволяет сделать вывод, что у вас матки облетываются на своих же трутнях?"
Андрей Макаров: "Матки, работающие на Ф-1, даже если туда залетит несколько. Я понимаю что вы читали, я это тоже читал. Но смотрите. Я это наблюдаю летом. Через день и каждый день. Когда матка вылетевшая из нуклеуса. У меня их сотни стоит. Я вижу и постоянно гул этот слышу. И вижу как облетываются матки на пасеке. Они когда облетываются в конечном итоге падают то в картошку, то в траву. Если кто не видел, то это все так и есть. У меня еще есть изолированный облетник. Который тоже зарегистрирован один на данный момент. Зарегистрирован в Европейской системе селекционеров и заводчиков по бакфасту. Где вообще получаются матки племенные. Туда вывозятся определенные линии. Одна линия отцовской семьи, которая тестируется год-два по всем полезно-хозяйственным признакам. Определяется, где должна быть отцовская семья из всей этой массы линий. Там облетываются. И те матки. Они репродуктивные. От них можно и нужно выводить ф1. Матки пользовательские. Которые работают.
Пчеловод: "Последний вопрос. Цена матки?"
Андрей Макаров: "900 рублей. На данный момент до середины наверное июля. Причем берет Краснодар, весь Алтайский край.
Интересно. У меня заказывают Краснодар, где матки чуть-чуть и уже начнут их сейчас выводить. А с Краснодара сюда везут. У меня заказывает Алтай. Дальний восток. А Тюменская область единицы просто."