24 ноября в «Ведомостях» вышло ежегодное программное интервью руководителя ФНС Д.В. Егорова. Такие интервью он каждый год дает на День работника налоговых органов. Я всегда их читаю и другим рекомендую — эти интервью дают много полезной информации о планах ФНС. А к ним бизнесу нужно успеть подготовиться. Объясняю лейтмотиве интервью главного мытаря: и это вовсе не налоговая реформа-2026. Все гораздо масштабнее.
ФНС как учетная система: зачем это
«Ведомости» назвали интервью цитатой из него: «Важна взаимность — когда и налоговая открыта, и плательщик честен». Я тоже вынес в заголовок цитату оттуда, но другую — кажется, она лучше передает суть предстоящих событий с ракурса моего анализа.
Не буду пересказывать текст — его лучше читать в оригинале. Налоговую реформу тоже оставлю за скобками — стадии отрицания, гнева и торга пройдены, на депрессию времени уже нет — осталось принять и работать в новых условиях. Расскажу о будущем развитии главного тренда налогообложения. В соавторы беру Даниила Вячеславовича, побуду переводчиком при нем.
Главный тренд, который развивается с конца 2010-х, — перенос расчета налога с налогоплательщика на ФНС, которая превращается в глобальную учетную систему. Я не раз подчеркивал, что это стратегическая задача службы, от которой она ни при каких обстоятельствах не откажется.
Егоров дает важный сигнал. Обеление экономики — следствие этого тренда:
«Произошла некая эволюция. Раньше мы всегда считали, что налоговая служба, с одной стороны, осуществляет контроль, а с другой – оказывает услуги. Если мы учимся за счет новых технологий правильно подступаться к данным и правильно их укладывать, мы, по сути, делаем сплошной учет, решая, помимо прочего, и задачу по обелению»
А раз эта понятная всем задача успешно решается, то нужно развивать генеральную линию:
«Открываются новые возможности с точки зрения учета – благодаря технологиям, которые в нашем цифровом веке развиваются достаточно быстрыми шагами. В результате, выставляя плательщику некий счет на оплату налога, мы предоставляем услугу, а с другой стороны, заменяем контроль на самостоятельный учет»
Зачем это нужно? Конечно же, чтобы облегчить жизнь налогоплательщика (ведь да? да?):
«Если бы у нас не было этой архитектуры оцифрованных данных, мы бы не смогли построить историю win-win, когда и услуга оказана – мы сами посчитали и сняли риски, что вы, как налогоплательщики, случайно или нет неправильно посчитаете»
А еще и можно неплохо сэкономить бюджетных денег на минимизации контрольной функции ФНС:
«При правильном учете зачастую у нас уже нет необходимости в контроле как таковом: зачем нам за вами что-то контролировать, когда мы сами все посчитали через транзакции, учетные сведения и т. д.?»
Перевожу это так: «Теперь, дорогие налогоплательщики, функция контроля будет на вас. Если мы что-то не так посчитали — обжалуйте! Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!» Примерно так уже было с земельным и транспортным налогами, а затем и с АУСН. Надо ли говорить, что несущественные суммы проще простить, чем вступать в борьбу с бюрократической системой. А в масштабах страны прощенные копеечки сложатся во вполне ощутимые суммы.
Пока вроде ничего нового: глава ФНС очередной раз подтвердил приверженность выбранному курсу. Но самое интересное впереди: в интервью обозначены новые тактические шаги, которые последуют для реализации стратегической линии. И они демонстрируют нешаблонный, креативный и даже в чем-то предпринимательский подход к развитию налогообложения.
Если джентльмен не может выиграть по правилам, он меняет правила
Несмотря на успехи в отслеживании деловых активностей налогоплательщиков, действующая система налогообложения частично основана на пояснениях главбуха и директора. В первую очередь, занозой продолжают оставаться расходы: они находятся внутри налогоплательщика и их не отследить так просто, как имущество или доходы. Особенно при учете по методу начисления. Это мешает достижению главной задачи, и с этим надо что-то делать:
«В будущем нам нужно будет выбирать между двумя подходами: «просто, быстро, эффективно, но с издержками, относящимися к экономической обоснованности» или «экономическая обоснованность столь важна, что мы оставляем позицию человека в том, чтобы где-то применять некую оценку». Думаю, мы идем в упрощение, которое, скорее всего, будет побеждать сложные конструкции»
Перевожу: что не получится автоматизировать надо менять на законодательном уровне. Иногда, чтобы выиграть партию в шахматы, нужно перевернуть доску.
В худшем приближении это выглядит как изменение налога на прибыль организаций в налог с дохода организаций. В лучшем — ограничение перечня расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу, фиксированным списком. Если вы думаете, что я нагнетаю, вот еще цитата:
«Есть, например, проект «АвтоУСН». С точки зрения количества пользователей его нельзя назвать масштабным – там 40 000 компаний. И этому есть очень понятное объяснение: выше ставки и т. д. Но при этом он уникален с точки зрения примененных технологий. Я точно знаю, что нигде в мире нет режима, позволяющего онлайн проводить транзакции по счетам и по контрольно-кассовой технике, автоматически их маркировать и представлять плательщику для расчета»
Уже 3 года ФНС тренируется на кошках малом бизнесе. Раньше я думал, что это подготовка к упразднению классической УСН. Теперь вижу, что задача масштабнее.
С обязательным ЭДО нам поможет заграница
Необходимое условие для полного расчета налогов на стороне ФНС — обязательный ЭДО. В первую очередь, нужно дожать счета-фактуры и накладные. Это позволит автоматизировать расчет НДС и контролировать товарные потоки, чтобы подступиться к налогу на прибыль.
«Мы не внедрили технологию стопроцентного электронного НДС-оборота, в то время как некоторые страны внедрили. За счет этого им удалось развить систему администрирования НДС в другом ключе – они получили полную базу электронных данных. Мы смотрим, как они это сделали. И когда поймем, что наступил момент переходить полностью на электронный НДС-оборот или полный оборот первичных документов, мы воспользуемся их опытом»
По итогам прошлого года 55% счетов-фактур в стране составлялись в электронном виде, при этом планировалось достигнуть показателя 95%. Очевидно, это беспокоит мытарей, поэтому они ищут новые решения.
Агенты присутствия: партнерская сеть ФНС
ФНС будет активно делегировать функции добровольно-принудительным помощникам. В первую очередь — маркетплейсам:
«Сегодня есть несколько дискуссионных областей с точки зрения налогов – вопрос рынка труда и маркетплейсов, рынка товаров и маркетплейсов, международной торговли и маркетплейсов. Если хотя бы эти три темы положить на стол, то дальше дискуссии идут очень разнонаправленно, где еще нужно будет искать некий баланс. Я считаю, что нам придется реформировать налоговое законодательство с учетом этих новых явлений»
Им придется выявлять налоговые риски и убеждать селлеров соблюдать законы:
«Маркетплейсы – обладатели больших данных о клиенте, они нам отгружают их, мы ранжируем, добавляем свои данные, получается более объемная картинка. Дальше, мы не хотим включать свои сложные инструменты, отдаем им предупреждения. Они, предупреждая, дают возможность клиенту уйти от психологически не самого комфортного общения с налоговой и при этом быстро исправиться»
Легко догадаться как они это будут делать, обладая монопольной властью, — давить.
Итого
Подведу итоги интервью. Сразу оговорюсь: дальше будет не похвала, а констатация не самого приятного для бизнеса факта. Меня как предпринимателя идея платить больше налогов и контролировать правильность их расчета на стороне ФНС вовсе не вдохновляет.
Егоров очередной раз показал себя как последовательный реализатор замыслов своего предшественника по превращению налоговой из контрольного органа в сервис. Он едет в выбранном направлении методично как каток, а при необходимости прокладывает новую дорогу с нестандартной для чиновника логикой. Что это значит для бизнеса, который держится на плаву за счет серых схем и финансовая модель которого построена на частичной неуплате налогов? Ничего хорошего. Нужно искать резервы рентабельности, иначе не выжить — налоги придется платить в полном объеме даже если сейчас налоговая не замечает эти схемы в силу малости бизнеса. О налогоплательщике придется позаботиться ему самому.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!