Найти в Дзене
АТОМ

Испытания и идеология: для чего в СССР устраивались автопробеги

После победы революции, когда основные политические вопросы были решены, партия приступила к вопросам практическим. Стране предстояла индустриализация, которая, в частности, подразумевала развитие отечественного автопрома.

1923: Всероссийский испытательный автопробег

-2

Начинать пришлось практически с чистого листа, так что этот автопробег не зря назывался испытательным: он должен был показать, какие машины подойдут для российского бездорожья.

В нем участвовало более 100 автомобилей, которым предстояло проделать путь от Москвы через Смоленск, Витебск, Псков в Петроград, а потом через Новгород и Тверь — обратно в столицу.

Участники стартовали прямо от стен Кремля: вместе с российским «Руссо-Балтом» по маршруту отправились представители всех более или менее известных мировых автоконцернов из США, Германии, Италии и Франции.

Победу одержал инженер-автомеханик Михаил Петров на 6-цилиндровом Stoewer D5 12/36 PS.

1925: Всесоюзный испытательный автопробег

-3

Второй заход оказался еще более масштабным: маршрут увеличился в 2,5 раза — для легковых автомобилей он растянулся от Ленинграда до Тифлиса. По более короткой дистанции пустили грузовики, автобусы и мотоциклы.

Ажиотаж вокруг этого события был колоссальный: его освещали все советские и некоторые мировые СМИ — в автопробеге снова приняли участие иностранные компании. Также впечатления о нем можно прочитать и в классике отечественной литературы — романе «Золотой теленок».

Водители, рвавшиеся к победе и захваченные азартом, повсеместно нарушали правила и превышали скорость, так что организаторам приходилось на ходу вводить новые ограничения и призывать их к порядку.

Без многочисленных аварий, поломок и даже трагических происшествий, к сожалению, не обошлось. Зато победители получили не только настоящие серебряные кубки, конфискованные после революции у прежних владельцев, но и крупные госзаказы.

1933: Каракумский автопробег

Фото: РГАКФД
Фото: РГАКФД

На этот раз участникам предстояло преодолеть около 9,5 тыс. км: стартовав из Москвы, они должны были проехать Казань, Оренбург, Чимкент, Ташкент, Самарканд, Бухару, оказаться в пустыне Кара-Кум, переправиться через Каспийское море, заехать в Баку, Пятигорск, Харьков, Тулу и вновь оказаться в Москве.

В этом автопробеге участвовало всего 23 автомобиля, причем только 6 из них — зарубежного производства: это были различные модели Ford.

«У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь», — заявил Сталин за несколько месяцев до этого автопробега, который должен был стать железным доказательством этого утверждения.

Неудивительно, что вместе с водителями в путь отправилась целая делегация журналистов, писателей и кинодокументалистов.

И хотя преодоление пустыни Кара-Кум, что в переводе значит «черный песок», далось участникам с большим трудом, все они вернулись в Москву целыми и невредимыми, так что масштабная пиар-кампания советского автопрома прошла на ура.

1936: Первый женский автопробег

-5

Цели этого автопробега тоже были в основном политическими: его приурочили к принятию новой сталинской Конституции, в которой четко и ясно было прописано, что «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни».

А раз так, участвовать в этом событии могли только дамы от 20 до 35 лет. Всего их набралось 45 человек: кроме водителей в путь отправились механики, корреспонденты и кинооператоры.

Машин было 15: 10 легковых ГАЗ-А и 5 пикапов.

Участницы не без труда, но с успехом преодолели и крутые уральские горные перевалы, и пески Казахстана. Вернувшись в Москву, они доказали, что могут справиться с такими задачками не хуже мужчин.