Здравствуйте, дорогие подписчики. Пишу редко, поскольку очень много сил сейчас направлено на создание и запуск моего первого практического курса уроков. Но стараюсь всё-таки не забывать о Вас. Идею для сегодняшней статьи мне предоставил один из моих учеников. Сейчас я оставила только текущих детей на патронаже, тех кто работает по видео. У данного мальчика стоит диагноз-атипичный аутизм. Он готовится к поступлению в школу, и так как к ребёнок нестандартный и у него имеются проблемы с пониманием речи и формированием связного диалога мама обратилась ко мне. На момент нашей первой встречи и диагностики в речи ребёнка присутствовала эхолалия (некорректное повторение речи). Она выражалась как в мгновенной форме - ребёнок бездумно повторял услышанный вопрос не понимая его, так и в отсроченной форме - малыш использовал словесные штампы из мультиков.
Маме даже довелось показать документы и видео сына на конференции по аутизму. Там ей сказали, что сын у неё 100%-аутист, и предложили АВА терапию. К данной терапии у мамы сформировалось негативное отношение, именно поэтому мы с ней занялись работой в рамках нашей отечественной нейропсихологии мышления и коррекции речевой патологии возникшей на фоне неё. Ребёнок достаточно быстро откликнулся на задания. С ним мы пошли работать именно по тем урокам, что я планирую выложить в своём курсе. В нем будет первые 11 уроков. Данный мальчик сейчас проходит 19 урок. В общей сложности на данный процесс у нас ушло около года времени. Приложу отзыв мамы о методике и уроках. Вообще собрала со всех родителей, кто работал по ним отзывы, планирую приложить их к курсу.
Сейчас данный малыш полностью вышел из эхолалии, как мгновенной так и отсроченной. Короткая фраза и высказывание стали выглядеть красиво и адекватно, речевая активность резко повысилась, но возникла новая проблема. По мнению мамы "Ребёнок начал соскальзывать". Раньше его речь была крайне урезана и представлена в виде простой фразы и предложения. Сейчас же он стал пытаться самостоятельно формировать и выстраивать порядок событий и явлений, но пока все это выглядит не совсем красиво. Приведу пример, который озвучила мама.
Мы едем в лифте и малыш рассказывает вопрос сына: "Мам, например если двое я и бабушка поедут в одном лифте, то ты когда шарик надуешь он полетит, и мы пойдём не Северную 12" Со стороны полная бессвязность - симбиоз смысловых конструкций, однако мама поняла о чем говорит её ребенок. У них в доме 2 лифта, если разделить их на 1-мужской и 2-женский, ребенок резонно спрашивает могут ли они вдвоем ехать в одном ведь он мальчик, а бабушка девочка? А потом сегодня они собирались идти гулять с шариком, мальчик любит запускать шарики, а потом они пойдут на улицу Северная 12, там у них живет бабушка. Главный вопрос который задала мама : "Не похоже ли такое соскальзывание в речи на симптом ранней детской шизофрении"? Отвечу чётко и ясно в даном случае однозначно не похоже!
А теперь более конкретно разберем что же это такое. Логическая бессвязность и соскальзывание когда каждая конкретная мысль звучит правильно, но объединены они между собой совершенно бессвязно присуще многим патологиям. Выдели две большие группы. Нарушения возникшие на фоне неправильной работы различных участков головного мозга приобретённые, органические и нарушения возникшие в следствие распада речевой функции на фоне психических недугов по типу шизофрении или деменции. Данное проявление всего лишь симптом, говорящий нам о том, что пока наш малыш не может выстроит красивый и связный диалог и нам нужно поработать в данном направлении.
Как мы будем работать. Приведу в пример классическое задание на данную группу нарушений. Дети опоздали в школу потому что (зимой поздно светает, мама не купила тетрадку, они проспали). На самом деле в разрезе учебников и методик по коррекции семантической формы патологии таких заданий очень много. Многое я и сама пишу для своих детей из головы. Дети вполне спокойно учатся держать и оценивать речевую цепочку, постепенно выходя из своих нарушений. Дорога коррекции часто бывает длинной и сложной, часто под одним нарушением скрывается другое, и сняв один пласт проблемы нам становится очевидным следующий этап работы.
Данные этапы я так же прорабатываю в своём большом курсе уроков, сейчас в нем уже более 100 занятий, но к нарушениям данной группы мы выходим как раз где-то к 20 уроку. Данный мальчик очень хорошо и планомерно идёт по своему коррекционному маршруту.
А теперь разберём главное отличие процесса формирования речи при шизофрении и других недугах пришедших к формированию патологий мышления.
Не знаю довелось ли Вам работать с настоящей ранней детской шизофрений, мне доводилось. Это очень интересная форма недуга, крайне интересна она для специалиста моей профессии еще и своей уникальностью. Например аутистическое поведение при шизофрении очень особое. Оно очень напоминает эгоцентризм со склонностью к тотальному эгоизму. Скажите, но как градировать данный процесс ведь по онтогенезу все дети немного эгоисты, это так. Данные черты приобретаются за счёт сложности формирования процесса мышления и переноса функции в систему абстрактных понятий. Если я упаду, мне будет больно - простая параллель. Если упадёт мама, ей тоже будет больно. -Сложная параллель требующая абстрактного переноса себя на место мамы, ощущения её боли на себе, восприятия чужих эмоций. Вот как не странно ребёнку с классическим аутизмом на фоне поражения сенсорных зон восприятия данный перенос вполне доступен и запускается он быстро при выходе в параллель суждения, а ребёнку с шизофренией нет.
Приведу пример из моей практики. Есть у меня девочка 14 лет со стартом ранней детской шизофрении. Диагноз уже установлен официально. Это большая редкость, поскольку обычно на приём подобные дети приходят с диагнозом аутизм или шизотипическое расстройство личности. У данной девочки болезнь прогрессирует быстро и достаточно серьёзно, поэтому все уже установлено и оформлена инвалидность. Её мама иногда пишет мне как психологу и просит консультации по бытовым и семейным вопросам. В это раз в семью пришла беда, бабушка серьезно заболела раком 4 стадии. Мама спрашивала стоит ли говорить об этом дочке, ведь её психическое состояние не стабильно. Я посоветовала рассказать, но без сгущения красок. Это тактика работы не с тяжёлыми детьми, считается что ребёнок должен находиться в эмоциональном поле семьи и чувствовать себя её частью. Так как ребёнок сложный, я посоветовала уточнить мою рекомендацию у психиатра, что ведёт девочку. Психиатр с моей позицией согласилась. О проблеме постарались аккуратно рассказать девочке. "У бабушки рак, она на операции в больнице".-Сказала мама. "Бабушка на операции? В шахматы тогда буду с папой играть, пока её нет."-Спокойно ответила девочка. Не случилось у нее истерики по поводу грядущего будущего бабушки. Не спросила она о стадии рака. Она вспомнила лишь о себе. Это реакция удивила маму, но по факту - это классическое проявление аутистического поведения ребёнка с шизофренией. Нет не потому что девочка такая плохая эгоистка, а потому что она просто не смогла провести вот эту сложную параллель рак - риск смерти бабушки, риск её потерять. Самое странное, что если не дай бог горе всё-таки случится этот же ребёнок может воспринять его с огромной истерикой и претензией. Она будет считать, что её не оповестили и не предупредили о возможном исходе, хотя по сути она просто недопоняла сказанное ей.
Шизофрения опасна её стагнацией. Она разрывает мышление постепенно сверху вниз. Сначала человек теряет возможность строить умозаключение, как девочка выше, затем обрабатывать суждение как мальчик, что описан в статье, появляется вот это соскальзывание. Затем теряется связность в простом предложении, теряется простая логическая параллель фразы, появляется эхолалия и логорея, а далее человек замолкает, поскольку теряет возможность использовать речь. Самое страшное в данной болезни её прогрессирующее течение. Если обменные нарушения не удаётся сдержать препаратами и зафиксировать на уровне распада удержать по средствам нейропсихологической терапии такого ребёнка или взрослого уже невозможно. Это будет подобно работе с ветряными мельницами, все улучшения будут растоптаны прогрессированием недуга.
Что же у детей с органическим поражением мозга и сенсорным аутизмом. Здесь картина попроще. Такие дети стабильны и не ухудшаются. Им можно воссоздать и сформировать процесс мышления и идти он будет постепенно. Сначала строим параллель простого суждения - красивую фразовую речь. Затем учим выстраивать связный диалог, разрабатывать корректное создание сложного суждения. Далее выходим на умозаключение вырабатывая связность, а затем на абстрактный перенос данных умозаключений на иные объекты, возможности эмпатии. Как отписалась мне одна из мам. "Сын стал переживать, чтобы все члены семьи выходили на улицу в шапках, ведь они могут заболеть". В чем плюс работы в данном ключе? Ребёнок стабилен, он не даёт нам откатов и распада, и мы имеем полное право выстроить поступательный маршрут коррекции.
Не бойтесь речевых патологий, и патологий связанных с нарушениями связности высказывания при построении речи - это все лечится и корректируется. Куда страшнее прогрессирующий распад функции. Тут нужна хорошая медикаментозная поддержка от психиатра.
Странное дело, многие специалисты и педагоги старательно пытались и пытаются загнать сложных детей в рамки онтогенеза здоровых. Ждут от них того же поступательного маршрута в формировании речевой функции. Когда на деле подобных деток куда проще рассматривать в рамках системы коррекции патологического распада речи с учётом узкого некорректного участка в работе головного мозга влияющего на данный распад.
Напоминаю, что уже готовлю свой первый курс развивающих уроков. К сожалению, я физически не могу взять в личную работу всех желающих и данный курс будет хорошей альтернативой и возможностью для детей преодолеть свои нарушения. Мне несколько раз спрашивали, где я размещу ссылки на курс. Ссылки будут размещены во всех моих социальных сетях и закреплены в шапке блога. Выход курса ожидается к Новому году.
Я в социальных сетях.
ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups
Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova
МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.